Влияние школьного обучения на здоровье учащихся

Влияние школьного обучения на здоровье учащихся

Влияние школьного обучения на здоровье учащихся

Как показывает практика, и выводы ученых обучение в школе оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье. В 50 – 60 гг. ХIХ века наблюдения врачей установили большое распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки (главным образом сколиоза), неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с неучащимися сверстниками было настолько явным и закономерно возрастающим от класса к классу, что появление таких недугов сочли неизбежным следствием школьного обучения, в результате чего они получили наименование «школьных болезней». Это определение в 1870г. дал Р. Вихров в работе «О некоторых вредных для здоровья влияниях школы». В 1891г. основоположник гигиены Ф. Эрисман писал, что «гигиена должна требовать упрощения и сокращения учебных программ», а Екатерина Великая говорила, что «надо не знаниями нагружать, а воспитывать интерес к учебе».
Анализ причин «школьных болезней» привел врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам образования, в частности, относятся:
• недостаточная освещенность классов;
• плохой воздух школьных помещений;
• неправильная форма и величина школьных столов;
• перегрузка учебными занятиями.
В современной школе все эти недостатки сохранились, но к ним добавилось много других. Так, в школу все активнее входит компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся. Работа детей с видеодисплеями сопровождается выраженным воздействием на зрение. Работающие испытывают неприятные ощущения, определяемые как проявление астенопии – функциональных нарушений, сопровождающихся неприятными ощущения в области глаз (резь, жжение, чувство «песка», покраснение глазных яблок, затуманивание зрения и др.), возникающих после напряженной зрительной работы.
Выраженность жалоб и самочувствие учащихся после работы на дисплее в основном определяются уровнем их нервно-психического здоровья и эмоционально-психическим настроем к данной форме обучения. Однако окончательное решение о взаимосвязи работы на дисплеях с состояние здоровья учащихся возможно при более длительном наблюдении за одним и тем же контингентом школьников, начиная с начальных классов.
Ухудшение нервно-психического здоровья в выпускном классе, как правило, связано с общими высокими учебными нагрузками, неподготовленностью к ним организма школьника. Так, заметные ухудшения показателей здоровья наблюдаются у школьников, которые в старших классах дополнительно занимались на подготовительных курсах при вузах или с преподавателями. Влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы. Так, исследования в школах большой вместимости установили, что в этих школах более высокая острая заболеваемость и высокий индекс пропусков уроков, в 2 – 5 раз выше простудная заболеваемость. Превышение проектной вместимости в 1,5 – 2,5 раза увеличивает заболеваемость школьников острыми респираторными вирусными инфекциями, в 2,5 – 3 раза возрастают показатели некоторых форм нарушений при обучении во вторую смену.
По сравнению с причинами неблагоприятного влияния процесса образования на здоровье, отмеченными в позапрошлом столетии, В современных условиях усилилась роль «внутришкольных факторов». Это и интенсификация обучения, в том числе, с использованием технических средств обучения, и переход на новые формы обучения с длительной учебной неделей, и учебный стресс, который испытывают до 80% учащихся, и снижение двигательной активности, еще более выраженная гипокинезия школьников.
Можно с достаточным основанием заключить, что школьное образование в России в последнее десятилетие оказывало на здоровье учащихся неблагоприятное воздействие. Процесс обучения, как правило, организуется без учета воздействия на здоровье обучающихся.
К сожалению, пока отсутствует федеральная стратегия охраны здоровья населения, в первую очередь – детского. Соответственно, не прописано и разделение задач, направлений основной деятельности, полномочий, ответственности между ведомствами здравоохранения, образования и семьями учащихся. Все это не позволяет рассчитывать не устранение воздействия негативных факторов обучения на здоровье школьников.
Обобщая обзор «школьных» причин неблагополучия здоровья учащихся, мы солидарны с выводами большинства ведущих отечественных специалистов в области здоровья учащихся (М.М. Безруких, Л.В. Баль, А.Г. Ильин, Л.М. Кузнецова, В.Р. Кучма, м.И. Стапенова, А.Г. Сухарев, Л.М. Сухарева, Л.Ф. Тихомирова и др.). В их исследованиях ведущими факторами ухудшения здоровья школьников являются следующие:
• стрессогенные (дидактогенные) технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;
• недостаток физической активности учащихся, приводящей к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;
• перегруженность учебных программ фактологической информацией и чрезмерная интенсификация образовательного процесса, вызывающие у учащихся переутомление и дистресс;
• неправильная организация питания учащихся в школе (в частности, необеспеченность детей горячим питанием);
• невозможность (неспособность) многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам в процессе учебно-воспитательной работы, с учетом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья.
Проведенное нами теоретическое исследование вопроса, вынесенного в тему доклада, позволяет сформулировать ряд суждений и рекомендаций.
Каждому учителю и администратору школы необходимо учитывать, что присутствующий на уроке ребенок, как правило, не здоров. Поэтому игнорировать этот факт, проводя занятия так, как если бы никто из школьников не имел проблем со здоровьем — неправильная и непрофессиональная позиция педагога. Оценка состояния, которое нередко мешает рабочему настроению ребенка, его психофизиологическому самочувствию, а также затрудняет учителю проведение урока, относится к профессиональной компетентности учителя. Конечно, роль педагога не в том, чтобы ставить медицинский диагноз (это при необходимости сделает врач), а в том, чтобы понять состояние ребенка, причины его возникновения. Это позволит выстроить эффективную педагогическую тактику: при необходимости снизить учебную нагрузку, оказать психологическую поддержку, успокоить, переключить внимание и т.п.
Несомненно, организация школьной среды определяет и формирует различные состояния ребенка, она может способствовать сохранению (или разрушению) здоровья детей. Разумное же и научно обоснованное построение жизни в школе содействует образованию учащихся с наименьшими потерями для их здоровья.

Автор публикации

не в сети 12 месяцев

Печеневская Евгения Юрьевна

0
Комментарии: 0Публикации: 3Регистрация: 26-01-2023
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Заполните занимаемую должность, если Вы являетесь сотрудником, или поставьте в поле класс, если Вы обучающийся ОО
Генерация пароля