330
Важным периодом становления личности ребенка приходится в его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности. Поэтому так важно, особенно в младшем школьном возрасте, предать отношениям детей со взрослыми и детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, общими усилиями достигать поставленной цели, значимой не только для ребенка, но и для всей группы
Школьный коллектив – это колыбель ребенка, которая позволяет всесторонне развиваться личности. В коллективе формируются благоприятные условия для подготовки детей к общественной жизни. Родители на протяжении всей жизни ребенка формируют привычки, взгляды ребенка, от которых будет завесить его взаимоотношения с другими детьми. Следовательно, они создают предпосылки для развития коллектива. А коллектив это то место, где, формируется личность. Поэтому в младшем школьном возрасте очень важно предать отношениям в коллективе дух доброжелательности, единства, взаимопомощи, товарищества, поддержки.
В современной школе существует многообразие коллективов. Это дает ребенку возможность проявлять свои способности, самореализоваться, осуществлять различные социальные роли. Но наиболее стабильным элементом в коллективе школы является коллектив класса, который осуществляет различные виды деятельности, но основным из них является учебная деятельность.
Коллектив — социальная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения.
Коллектив учащихся формируется продолжительное время. Процесс становления и формирования коллектива длителен и проходит через ряд этапов.
У известного советского педагога А. С. Макаренко определяющим параметром формирования коллектива было требование. Согласно этой концепции в развитии коллектива выделяются три стадии.
1 стадия. Требования к коллективу. На этом этапе велика роль педагога, который стремится организационно оформить группу.
2 стадия. Требования руководителя поддерживает группа детей (неформальный актив). Работа педагога с активом требует пристального внимания. Коллектив выступает как целостная система.
3 стадия. Требования к личности начинает предъявлять коллектив. Члены группы предъявляют более высокие требования к себе, чем к товарищам.
Особенно важна и в сплочении детского коллектива, и в воспитании отдельных школьников роль таких видов совместной деятельности, как труд, игра и общение.
Труд является главным фактором приобщения детей к материальной культуре общества. Труд играет большую роль в сплочении и развитии коллектива, потому что процесс труда предполагает обмен мнениями, взаимодействие, эмоциональное сопереживание.
В жизни младших школьников также большое значение имеет игра. С помощью игры многое можно преподнести, научить. Трудно представить себе детский коллектив, как коллектив неиграющих детей. Результат игры — те эмоциональные переживания, которые они испытывают, тот жизненный опыт, который они в ней приобретают.
Также существенную роль в сплочении ученического коллективе играет общение, обмен духовными ценностями его членов в процессе их взаимодействия. Жизнедеятельность ученического коллектива, включая труд, познание, игру, общение должна быть сбалансированной.
В начале организации коллектива большое значение имеет педагог. Это человек, от которого зависит формирования коллектива, на протяжении всего процесса он является тем, кто направляет процесс формирования коллектива в начальной школе.
Формирование детского коллектива
Начальная стадия формирования коллектива
Работая воспитателем ГПД в начальной школе, понимаю, что мне отведена важная роль в постановке целей и задач для эффективного сплочения ребят. Каждые 4 года приходят разные дети, и только поняв характер и особенности эмоционального состояния учеников, а следовательно, и класса в целом, можно делать выводы о том, как будет развиваться новый коллектив, как направить его в нужное правильное русло, как помочь ему в становлении и укреплении.
На этапе зарождения коллективного объединения я являюсь организатором всех процессов и всех видов деятельности, в которые вовлечён класс. Мне необходимо наглядно показывать и объяснять, как вести себя в той или иной ситуации, как лучше организовать, спланировать и выполнять определённую работу. Далее становлюсь уже не ведущей фигурой, требующей беспрекословного выполнении требование и правил, а соучастником процесса формирования коллектива. В уже довольно устойчивом коллективе моя роль компаньона сменяется на роль советчика. Я оказываю помощь в разрешении спорных ситуаций и конфликтах, а также укрепляю дух единства коллектива.
Большая часть специалистов выделяет следующие ступени формирования детского объединения в коллективе. На начальном этапе, когда класс является несформированным воедино, от педагога требуются довольно жёсткое и понятное каждому предъявление определённых требований, установление конкретных правил и норм. Постепенно часть класса принимает эти правила и соглашается с ними – это свидетельствует о второй стадии формирования. В это время ученикам уже свойственно предъявление требований к себе, и к своему коллективу. Затем взаимопонимание и сплочённость ребят растут, у них появляются общие интересы и виды деятельности. Это неизбежно, так как они учатся в одном классе, у них общие учителя и предметы, круг знакомств, а возможно, и увлечения. На этой стадии важным становится общественное мнение, оно диктует правила поведения.
Наблюдая за детьми, я выстраиваю план дальнейшего развития коллективной работы. В него включаю различные творческие мероприятия, игры с целью выявления в классе лидеров, инициативных групп.
Игры на сплочение коллектива класса помогают детям научиться понимать своих одноклассников, способствуют сплочению класса, позволяют ребятам проникнуть во внутренний мир друг друга, лучше понять и почувствовать своих одноклассников.
Становление коллектива
Когда атмосфера в классе относительно стабилизирована, между всеми учениками возникает контакт, появляются общие точки соприкосновения, я перехожу к совместному формулированию общих целей, строим планы по их достижению. Для решения этой воспитательной задачи лучше всего подходит метод беседы с учениками. Важно, чтобы обсуждение планируемой деятельности было равноправным, чтобы моё мнение не противостояло мнению учеников, а было в согласии с ними, ведь в конечном счёте решение должно приниматься всем классом. Грамотное построение диалога – это уже залог успеха будущего дела.
На этом этапе мы планируем и организуем какое-либо классное мероприятие. Мы вместе обсуждаем всё: тему классного часа и ход мероприятия. Кто-то любит читать стихи, а кто-то хорошо рисует, кто-то учиться в музыкальной школе – всё это учитывается и обсуждается всем классом.
Ребята начинают действовать вместе, привлекая к своим увлечениям одноклассников, появляется стремление помочь товарищам, проявлять инициативу в общении и коллективных начинаниях. Конечно, на фоне всего класса появляется группа ребят наиболее увлечённых, с яркими проявлениями активности и организаторских способностей. Такая ячейка класса называется его активом.
В коллективной работе главными задачами для педагогов являются:
1. Обеспечение каждому ученику комфортной атмосферы в кругу своих одноклассников.
2. Необходимость принятия во внимание индивидуальных качеств личности каждого ребёнка.
3. Разумный контроль постановки и планирования деятельности детского коллектива.
4. Оказание поддержки и помощи в самостоятельных начинаниях объединения.
5. Рассмотрение как совокупности развития и реализации личности учащихся и коллектива.
Организация коллективной работы всегда связана с необходимостью решения разного рода задач всем коллективом. На различных этапах своего формирования детское объединение постоянно сталкивается с задачами, требующими коллективного подхода, взаимопонимания, отзывчивости каждого из его членов. Конечный итог решения вопросов и задач зависит как от профессионализма организатора союза, так и от плодотворности совместной деятельности этого объединения.
Воспитательная работа в коллективе
В начальной школе отношения между одноклассниками развиваются по следующему сценарию: ребята присматриваются друг к другу, пытаются понять сверстников, осуществляют совместные действия, корректируют собственные поступки и поступки других, учатся правильно реагировать на поступки других, учатся правильно реагировать на поступки одноклассников. Именно в коллективе ребёнок учится ставить себя на место другого человека, сопереживать ему. Через сравнение и сопоставление себя с другими членами объединения происходит формирование личности, становится возможным оценить собственные действия и поступки через осознание себя частью большого целого. В коллективе формируются собственный стиль жизни и индивидуальность, своё восприятие вещей и взглядов на различные предметы и явления. Коллективная деятельность, куда включен ученик, разнообразна и интересна. Взаимодействие детей происходит в процессе обмена какого-либо рода информацией, совместной деятельности, в ходе которой ученики учатся сплочённости, единства в выборе направлений и содержания своей деятельности, и, конечно, в процессе непрерывного эмоционального контакта, т.е. через сопереживание друг другу, выражения чувств симпатии или антипатии. Чем разнообразнее, содержательнее и активнее ребята общаются, тем более эффективно они развиваются духовно.
Приоритетным видом деятельности в моей воспитательной работе является коллективно — творческая деятельность.
Основные направления работы по сплочению детского коллектива
1. Организация совместной деятельности учащихся
2. Постановка общественно значимой и привлекательной для учащихся цели.
3. Создание органа внутри коллективного самоуправления.
4. Поддержание, стимулирование и незаметная корректировка отношений в классе.
5. Планомерная смена поручений учащихся в самоуправлении.
6. Установка традиций класса.
7. Поощрение сотрудничества учащихся при выполнении общих дел, стимулирование добровольной взаимопомощи в учении.
8. Предупреждение и пресечение конфликтных ситуаций, сплетен, нездоровых группировок.
Рекомендации:
1. Создать в классе единую систему традиций и ценностей.
Для этого можно предложить детям ответить на вопросы анкеты:
1. Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс?
2. Как сделать так, чтобы класс стал дружным?
3. Какие традиции есть в нашем классе?
4. Назови твои «можно» и «нельзя» в классе.
5. Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?
2. Ввести традицию обратной связи.
В конце каждой четверти и в конце года дети пишут записки, где могут задать вопрос, написать что-то наболевшее, о чем не могут сказать вслух. На основе этого учитель планирует воспитательную работу.
3.Создать «ящик пожеланий».
4. Проводить как можно больше традиционных внеклассных мероприятий (праздники, КТД)
Традиция учащихся нашего класса – это проведение таких праздников как «Рождество», «День Жен – мироносиц», «Дней именинника» (по сезонам), паломнические поездки в начале и конце учебного года, посещения областной библиотеки и др.
Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, у кого в жизни наступили трудные дни.
5.Особую работу следует вести с « отвергнутыми» детьми.
Попытаться привлечь их к совместной деятельности класса.
Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности.
Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.
6.Работа в группах.
На уроках можно организовать работу по подгруппам, причем в каждой должны быть как «сильные», так и «слабые» ученики. Группа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивация на достижение, а между группами необходим момент соперничества.
7. Распределение между учащимися поручений.
От педагога требуется лишь умелое руководство деятельностью учащихся, предоставление им свободы и самостоятельности. Педагог должен уметь поддерживать инициативу детей. Самое главное — педагог должен видеть маленький и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его.
8.Использование игр на сплочение коллектива для детей.
9. Сказкотерапия.
10. Обсуждение ситуаций, анализ, разыгрывание
Подборка игр
Какие задачи выполняют игры на сплочение класса?
1. Они способствуют созданию благоприятной психологической атмосферы.
2. Благодаря их проведению, дети учатся доверять и поддерживать друг друга, разрешать поставленные задачи всей группой, а не индивидуально.
3. Дети обучаются навыкам сотрудничества и взаимодействия.
Важность игр на сплочение детского коллектива сложно переоценить.
Выпускник начальной школы — это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Игры на сплочение детского коллектива
Игра «Школьный театр»
Ребята делятся на несколько команд, допустим, на две. Одна команда является школьными актёрами, а другая — зрителями. Раздаются карточки с заданиями и они должны изобразить методом инсценировки. При этом актёрам разрешается комментировать свою игру, но только в допустимых количествах, оставляя зрителям место для фантазии и угадывания. Возможно и усложнения хода игры, оставив только немые сцены. До начала выполнения задания актёры и зрители должны договориться, о чём пойдёт речь: в разгадке содержится действие или предмет. Задания могут быть следующими:
1. Показать, что человек рядом – друг.
2. Показать удивление.
3. Показать страх.
4. Изобразить сцену покупки в магазине чего – либо.
5. Инсценировать школьный урок.
6. Показать учителя.
7. Изобразить какую – нибудь профессию.
8. Показать ситуацию приёма у врача.
9. Показать школьную столовую.
10. Показать зоопарк.
11. Показать заботу о больном.
12. Инсценировать поздравление на день рождения.
После загадывания и отгадывания нескольких сценок команды могут меняться ролями и повторить всё сначала, только с другими карточками, т.е. с другими темами инсценировок. Выполняя данное задание, ребята объединяются во имя общей цели – придумать сценку, найти пути решения задачи – как показать ту или иную тему, чтобы зрители догадались, о чём идёт речь? Эта игра позволяет ребятам проникнуть во внутренний мир друг друга, лучше понять и почувствовать своих одноклассников.
«Метод контрольных вопросов»
Суть игры состоит в том, что дети, отвечая на несложные наводящие вопросы, самостоятельно приходят к необходимому выбору. Для начала можно воспользоваться методом «мозгового штурма». Надо попросить учеников назвать по цепочке интересующие их темы, но не одну, а несколько. Темы надо записывать на доске, а если они повторяются, то ставить около уже имеющейся записи палочку. По завершении нужно определить, какая тема интересна всему классу. Классный руководитель должен назвать её, спросить, правда ли, что именно об этом ребятам хотелось бы больше узнать. Хотят ли они провести школьный спектакль или классный час именно по этой теме? Дальнейшие вопросы могут быть такого характера:
1. Как бы хотели участвовать в этом мероприятии – как зритель или как участник?
2. Расскажи, как именно вы хотели бы участвовать? (учитываются те способности, которыми обладают дети)
3. Хотели бы вы, чтобы вместе с ними на этом классном часе был кто – то ещё, например ваши родители?
4. Хотели бы вы устроить чаепитие после нашего мероприятия?
Подобный способ привлечения ребят к коллективной работе и коллективному планированию позволит им постепенно учиться самостоятельно искать решения.
«Дотронемся до счастья»
Крупными буквами напишите на доске слово «СЧАСТЬЕ» и попросите детей перечислить, каким бывает счастье, например: радостным, веселым, сияющим.
Затем включите спокойную музыку, попросите детей закрыть глаза и представить, что они дотрагиваются до счастья. Предложите детям нарисовать портрет своего счастья или описать свои ощущения от этого чувства.
Из рисунков и описаний детей сделайте стенд: «Когда мы дотрагиваемся до счастья».
Подобным образом проведите с детьми беседы о радости, любви, доброте и других понятиях.
«Тайный друг»
Предложите детям записать имя и фамилию каждого человека на отдельных листочках и свернуть их так, чтобы написанное нельзя было прочитать. Сложите свернутые листочки в коробку и предложите каждому ребенку вытянуть один из них. Попросите детей не рассказывать, кто им достался на листочке. Если кто-то вытянул свое имя, он вытягивает листочек снова.
Объясните детям, что тот человек, чье имя они вытянули, отныне становится их «тайным другом», и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания.
Предложите детям нарисовать портрет своего «тайного друга» или написать ему письмо. Через несколько дней попросите детей угадать, кто был их «тайным другом» и проведите с ними беседу о дружбе.
«Волшебный стул»
Попросите детей встать в круг, в центре поставьте какой-нибудь красивый стул.
Дети идут по кругу и поют:
Кто сегодня всех красивей?
Кто сегодня всех счастливей?
Поскорее появись!
На волшебный стул садись!
По очереди дети садятся на волшебный стул, и каждый по кругу должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе.
Перед началом игры расскажите детям о том, что волшебный стул умеет дарить детям добрые качества и, наоборот, отнимает у них все плохое. Но чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, кто сидит на волшебном стуле.
«Давайте говорить друг другу комплименты»
Для более старших детей предыдущее задание можно изменить.
Попросите одного из детей выйти из комнаты. Затем предложите каждому сказать в адрес вышедшего человека какой-либо комплимент. Запишите все комплименты, а затем позовите того, кто выходил из комнаты, и зачитайте ему записанное.
Это задание целесообразно проводить как можно чаще, чтобы дети приучились говорить друг другу хорошее.
«Свеча любви»
Попросите детей встать в круг и раздайте каждому маленькую свечку. Затем зажгите свечу одного из детей. Ребенок, чью свечу зажгли, должен сказать о своем соседе по кругу что-то светлое, а затем зажечь своей свечкой его свечу.
Игра заканчивается, когда в круге зажгутся все свечи. После этого дети задувают свечи и делятся на группы. Каждая группа придумывает сказку о волшебной свече любви. Из рисунков детей делается выставка.
«Рассказ о друге»
Предложите детям выбрать кого-либо из своих друзей и рассказать о нем, не называя его имени. Если детям трудно самим составить рассказ, предложите им ответить на вопросы:
• Кого больше всего любит ваш друг?
• Что больше всего любит делать ваш друг?
• Какое у него любимое время года?
• Есть ли у него любимые животные?
• Как он любит одеваться?
• Какое хорошее качество есть у вашего друга?
• Какие книги он любит больше всего?
• Какую музыку он любит больше всего? и т.д.
Дети должны угадать имя того, о ком рассказали.
Предупредите детей, что их рассказ должен быть направлен на положительные черты характера того или иного человека.
«Только хорошее»
Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад.
Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.
«Любимое качество»
Попросите детей сесть в круг и предложите им подумать о своем любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество.
Если какое-либо качество нравится большинству детей, этому качеству предлагается поселиться в классе. Ему выделяется красивый стул, который становится стулом доброты, заботливости, наблюдательности или храбрости.
В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой ребенок, который хочет, чтобы в нем выросло это качество.
Также, если кто-либо из детей плохо себя ведет, плачет, плохо слушает, педагог предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества.
Дети могут выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему поселиться в своем классе.
«Колечко красоты»
Скажите детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.
«Узел дружбы»
Ведущий предлагает сесть детям в круг. Протягивает свои руки в центр круга. Дети кладут свои ладони на ладонь воспитателя так, чтобы получилось крепкое пожатие «узел дружбы», которое никому не разжать.
«Давайте скажем друг другу, как мы скучали, как мы друг друга любим.
Если дети немного затрудняются, может начать учитель
«На что похоже настроение»
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше учителю: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?»
Упражнение проводится по кругу. В конце игры дети обобщают – какое же сегодня у сего класса настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д.