Купирова Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ Гимназии № 67
Петроградского района г. Санкт-Петербурга
Мифы Древней Греции в Летнем саду
Поиски клада
Парковый урок
В ГБОУ Гимназии № 67 Петроградского района Санкт-Петербурга уделяется самое пристальное внимание расширению образовательной среды с целью развития мотивации обучающихся и повышения качества обученности. Одним из направлений деятельности является внедрение модели «Обучение вне стен классной комнаты».
Модель «Обучение вне стен классной комнаты» – это особый образовательный формат, ориентированный на изучение, исследование, применение знаний на практике с помощью материалов, полученных из сети Интернет. Наличие легких переносных ноутбуков, нетбуков, планшетов, смартфонов позволяет обучаться непосредственно на месте события – на пришкольном участке, в парке, около водоема, на территории библиотеки, музея или заповедника. Обучение может проходить в различных формах, таких как игра по станциям, ролевая игра, поиски клада, квест на местности, геокешинг, интерактивная экскурсия, образовательный выезд. При этом в ходе решения конкретных образовательных задач происходит «погружение» учащихся в историю, культуру, природу. В ходе групповой / парной / индивидуальной работы учащиеся выполняют поставленную перед ними задачу и фиксируют результаты деятельности в различных нестандартных форматах: фотоотчет, видеоролик, дневник наблюдений, карта (в том числе интерактивная), лента времени / хронология событий, интерактивный плакат и пр.
Урок, построенный по модели «Обучение вне стен классной комнаты», должен соответствовать требованиям, предъявляемым к любому уроку, иметь четкие цели и задачи; запланированные результаты, систему оценивания; организованную по определенному плану образовательную деятельность обучающихся
Отличительными особенностями уроков в модели «Обучение вне стен классной комнаты» являются расширение образовательного пространства; метапредметная направленность; разнообразие способов представления информации (объекты природы, парковая инфраструктура, музейные экспонаты, спектакли и др.); использование дополнительных средств обучения (ноутбук, нетбук, планшет, смартфон).
Организация образовательного пространства по модели «Обучение вне стен классной комнаты» обеспечивает активную позицию учащегося, формирование его как субъекта собственной познавательной деятельности, использование цифровых ресурсов и платформ в образовательных целях, ориентирована на формирование культуры групповой работы, способствует личностному развитию.
Одним из наиболее эффективных средств организации деятельности учащихся в модели «Обучение вне стен классной комнаты» является интерактивный рабочий лист урока. Приведем пример «паркового урока» в Летнем саду для обучающихся 6 класса по теме «Мифы Древней Греции в Летнем саду. Поиски клада».
Цели урока:
- познакомить с основными богами Древней Греции, сформировать представление об их покровительствах и атрибутах, изображениях в скульптуре,
- развивать умение определять божество по атрибуту, обосновывать свой вывод,
- представлять миф в пересказе / инсценировании,
- воспитывать любовь к искусству.
Задачи
Образовательная: создание условий для
- ознакомления обучающихся с общей характеристикой мифа, раскрытия его жанровых признаков;
- поиска необходимой информации в цифровой среде, умения фиксировать полученную информацию цифровыми средствами;
- развития устной речи, умения вести диалог;
- обеспечения эмоционального восприятие произведения искусства,
- формирования образного и аналитического мышления, творческого воображения, развития творческих способностей.
Развивающие:
- продолжить работу по формированию чувства прекрасного,
- развивать логические операции сравнения, анализа, обобщения.
Воспитательная: формировать культуру учебного сотрудничества.
Тип урока: парковый урок.
Форма работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Средство организации деятельности обучающихся – интерактивный рабочий лист (Приложение 1).
Этапы урока
Организационный этап. В классе накануне выхода в Летний сад ученики получают интерактивный рабочий лист, учитель объясняет особенности проведения урока, способы поиска информации и фиксации результатов, ученики делятся на 4 группы. Каждая команда должна придумать название, связанное с мифами Древней Греции. Домашнее задание: прочитать статью в учебнике об особенностях мифа, выполнить задания 1-3 на интерактивном листе.
Для проведения урока учителю понадобятся 4 помощника – по одному для каждой группы. Это могут быть педагоги, родители или старшеклассники.
- Кроме того, необходимо заранее подготовить клад – сумку или коробку с призами / сладостями. У клада должны быть приметы, которые необходимо зашифровать в заданиях. В нашем случае подсказка 1 – бант (бант необходимо прикрепить к коробке с призами), подсказка 2 – карточка со словом «коробка». В определенном месте помощник учителя, увидев ребят, ставит коробку с призами.
Этап проведения урока.
- Учитель приводит класс в Летний сад со стороны Невы. Слово учителя о теме урока, формулировка учениками цели (целей) урока.
- Представление команд.
- Проверка заданий 1-3 в ходе фронтальной работы. Получение подсказки 1 – карты- схемы Летнего сада.
- Рассматривание карты-схемы Летнего сада, дидактическая игра «Ориентирование по карте-схеме».
4) Работа в группах. Выполнение заданий 4-8 по интерактивному листу. Оказание помощи взрослыми при создании фото-, аудио-, видеодокументов и их прикреплении к интерактивному рабочему листу.
5) Подведение промежуточных итогов урока, домашнее задание (пункт 9 интерактивного листа).
Этап обобщения и рефлексии. Проводится в классе на следующий день, группы представляют полный отчет о деятельности, делятся своими впечатлениями от урока. Оценивание.
Приложение 1
Мифы Древней Греции в Летнем саду
Поиски клада
Парковый урок
Интерактивный рабочий лист
Дорогой друг! Сегодня ты пришел в Летний сад. Это удивительное место было создано по инициативе Петра Первого в 17 веке. Сад украшен замечательными деревьями, фонтанами, скульптурами. А знаешь ли ты, что, гуляя по аллеям Летнего сада, можно познакомиться с древнегреческими богами и мифами? Сомневаешься! Вперед!
Чтобы твоя прогулка была интересной, познавательной и увлекательной, последовательно выполняй все задания, действуй по инструкции вместе с одноклассниками, и ты найдешь клад!
ИНСТРУКЦИЯ
- Скопируй рабочий лист.
- Озаглавь рабочий лист своими фамилией и именем.
- Все ответы сохраняй на рабочем листе.
- Ты можешь работать индивидуально, в паре или в группе (состав группы не более 5 человек!)
- Если ты правильно выполнишь все задания, ты найдешь клад!!!
Боги Древней Греции
- Надеюсь, ты уже прочитал книгу “Легенды и мифы Древней Греции”?. Если нет, обязательно прочитай! https://xn—-7sbb5adknde1cb0dyd.xn--p1ai/%D0%BA%D1%83%D0%BD-%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%8B-%D0%B8-%D0%BC%D0%B8%D1%84%D1%8B-%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9-%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B8/
- Миф очень похож на сказку, правда? Что ты видишь общего в мифе и сказке? А чем они различаются? Прочитай статью в учебнике “Миф и сказка”, посмотри видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=fT1xrZM3BdU и заполни таблицу
Миф и сказка: сходство и различия
Критерии для сравнения | Миф | Сказка |
Устная или письменная форма существования | ||
В основе лежат вымышленные или реальные события | ||
Герои (обычные люди, боги, волшебники….) | ||
О чем рассказывается | ||
С какой целью было создано | ||
Придумай свой критерий |
- Древнегреческие боги жили на горе Олимп. Каждый из богов за что-то отвечал: за удачную охоту, за мореплавание, за гром и молнии. И у каждого бога был свой атрибут — отличительный признак.
Выполни задания и проверь себя, знаешь ли ты древнегреческих богов.
3.1. Атрибуты богов https://learningapps.org/view16878393
3.2. Изображение бога и сфера его ответственности https://learningapps.org/view1399565
- Вот теперь ты готов к парковому уроку. Зайди в Летний сад со стороны Невы и найди карту-схему. Карта поможет тебе в поисках клада! Сфотографируй ее и прикрепи к своему рабочему листу.
- Найди на карте Летний дворец Петра Первого, построенный итальянским архитектором Доменико Трезини в 1710 году. Обойди вокруг дворца, внимательно рассмотри его. Над входом во дворец восседает древнеримская богиня войны и мудрости. Сфотографируй ее и прикрепи фотографию к рабочему листу. Запиши имя богини.
А как эту богиню звали в Древней Греции?
- Справа от входа во дворец на одном из барельефов изображена колесница. Какой бог управляет этой колесницей? По какому атрибуту ты догадался? Сфотографируй барельеф и прикрепи фотографию к рабочему листу.
Бог
Атрибут
Из первых букв записанных слов ты получил вторую подсказку!
- Пройди по Главной и Школьной аллеям. Найди статуи, изображенные на фотографиях, подпиши их имена. Божествами чего они являются? Запиши свой ответ на видео и прикрепи видеофайл к рабочему листу.
У божества с самым длинным именем ты найдешь третью подсказку.
- Снова пройди по Главной аллее, выйди в северную часть Парадного партера, потом сверни в сторону Лебяжьей канавки. В ходе прогулки найди три скульптуры, изображенные на фотографиях. Какие мифы “зашифрованы в скульптурах? Перескажи один из мифов и запиши свой ответ на видео. Видеофайл прикрепи к рабочему листу.
Около скульптуры, символизирующей страх, тебя ждет клад. Воспользуйся полученными подсказками!
- Домашнее задание. Подготовь самостоятельно или в группе номер для театрализованного путешествия в мир древнегреческих мифов.
Инструкция
- Каждая команда получает конверт с изображением персонажа мифов Древней Греции.
- Определите, какой миф «спрятался» в изображении.
- Подготовьте инсценирование этого мифа. Распределите роли, подумайте о костюмах или аксессуарах (по желанию), визуально — музыкальном сопровождении выступления (по желанию). Помните, что постановка должна длиться не больше 10 минут.
Возможные изображения.
Купирова Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ Гимназии № 67 Петроградского района г. Санкт-Петербурга
Мифы Древней Греции в Летнем саду Поиски клада Парковый урок
В ГБОУ Гимназии № 67 Петроградского района Санкт-Петербурга уделяется самое пристальное внимание расширению образовательной среды с целью развития мотивации обучающихся и повышения качества обученности. Одним из направлений деятельности является внедрение модели «Обучение вне стен классной комнаты». Модель «Обучение вне стен классной комнаты» – это особый образовательный формат, ориентированный на изучение, исследование, применение знаний на практике с помощью материалов, полученных из сети Интернет. Наличие легких переносных ноутбуков, нетбуков, планшетов, смартфонов позволяет обучаться непосредственно на месте события – на пришкольном участке, в парке, около водоема, на территории библиотеки, музея или заповедника. Обучение может проходить в различных формах, таких как игра по станциям, ролевая игра, поиски клада, квест на местности, геокешинг, интерактивная экскурсия, образовательный выезд. При этом в ходе решения конкретных образовательных задач происходит «погружение» учащихся в историю, культуру, природу. В ходе групповой / парной / индивидуальной работы учащиеся выполняют поставленную перед ними задачу и фиксируют результаты деятельности в различных нестандартных форматах: фотоотчет, видеоролик, дневник наблюдений, карта (в том числе интерактивная), лента времени / хронология событий, интерактивный плакат и пр. Урок, построенный по модели «Обучение вне стен классной комнаты», должен соответствовать требованиям, предъявляемым к любому уроку, иметь четкие цели и задачи; запланированные результаты, систему оценивания; организованную по определенному плану образовательную деятельность обучающихся Отличительными особенностями уроков в модели «Обучение вне стен классной комнаты» являются расширение образовательного пространства; метапредметная направленность; разнообразие способов представления информации (объекты природы, парковая инфраструктура, музейные экспонаты, спектакли и др.); использование дополнительных средств обучения (ноутбук, нетбук, планшет, смартфон). Организация образовательного пространства по модели «Обучение вне стен классной комнаты» обеспечивает активную позицию учащегося, формирование его как субъекта собственной познавательной деятельности, использование цифровых ресурсов и платформ в образовательных целях, ориентирована на формирование культуры групповой работы, способствует личностному развитию. Одним из наиболее эффективных средств организации деятельности учащихся в модели «Обучение вне стен классной комнаты» является интерактивный рабочий лист урока. Приведем пример «паркового урока» в Летнем саду для обучающихся 6 класса по теме «Мифы Древней Греции в Летнем саду. Поиски клада».
Цели урока:
Задачи Образовательная: создание условий для
Развивающие:
Воспитательная: формировать культуру учебного сотрудничества.
Тип урока: парковый урок. Форма работы: групповая, индивидуальная, фронтальная. Средство организации деятельности обучающихся – интерактивный рабочий лист (Приложение 1). Этапы урока Организационный этап. В классе накануне выхода в Летний сад ученики получают интерактивный рабочий лист, учитель объясняет особенности проведения урока, способы поиска информации и фиксации результатов, ученики делятся на 4 группы. Каждая команда должна придумать название, связанное с мифами Древней Греции. Домашнее задание: прочитать статью в учебнике об особенностях мифа, выполнить задания 1-3 на интерактивном листе. Для проведения урока учителю понадобятся 4 помощника – по одному для каждой группы. Это могут быть педагоги, родители или старшеклассники.
Этап проведения урока.
4) Работа в группах. Выполнение заданий 4-8 по интерактивному листу. Оказание помощи взрослыми при создании фото-, аудио-, видеодокументов и их прикреплении к интерактивному рабочему листу. 5) Подведение промежуточных итогов урока, домашнее задание (пункт 9 интерактивного листа).
Этап обобщения и рефлексии. Проводится в классе на следующий день, группы представляют полный отчет о деятельности, делятся своими впечатлениями от урока. Оценивание.
Приложение 1 Мифы Древней Греции в Летнем саду Поиски клада Парковый урок
Интерактивный рабочий лист
Дорогой друг! Сегодня ты пришел в Летний сад. Это удивительное место было создано по инициативе Петра Первого в 17 веке. Сад украшен замечательными деревьями, фонтанами, скульптурами. А знаешь ли ты, что, гуляя по аллеям Летнего сада, можно познакомиться с древнегреческими богами и мифами? Сомневаешься! Вперед! Чтобы твоя прогулка была интересной, познавательной и увлекательной, последовательно выполняй все задания, действуй по инструкции вместе с одноклассниками, и ты найдешь клад! ИНСТРУКЦИЯ
Боги Древней Греции
Миф и сказка: сходство и различия
Выполни задания и проверь себя, знаешь ли ты древнегреческих богов. 3.1. Атрибуты богов https://learningapps.org/view16878393 3.2. Изображение бога и сфера его ответственности https://learningapps.org/view1399565
А как эту богиню звали в Древней Греции?
Бог Атрибут Из первых букв записанных слов ты получил вторую подсказку!
У божества с самым длинным именем ты найдешь третью подсказку.
Около скульптуры, символизирующей страх, тебя ждет клад. Воспользуйся полученными подсказками!
Инструкция
Возможные изображения.
|