Методическая статья. Модель "Обучение вне стен классной комнаты"

Методическая статья. Модель "Обучение вне стен классной комнаты"

Е.А. Купирова,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ Гимназии № 67

Петроградского района Санкт-Петербурга

 

Модель обучения «вне стен классной комнаты»

 

Решение проблемы повышения качества образования теснейшим образом связано с развитием учебной мотивации, что в свою очередь требует расширения арсенала используемых педагогом организационных форм, методов, моделей и технологий обучения.

В ряду современных педагогических практик модель «обучение вне стен классной комнаты» (Outdoor education, Outdoor learning) занимает особое место. Её явными преимуществами являются возможности организовать образовательную инфраструктуру на основе богатой развивающей и мотивирующей среды.

Обучение вне стен классной комнаты опирается на следующие принципы:

  • функциональность – способность человека вступать в отношения с внешней

средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней;

  • мобильность – способность приспосабливаться к новым обстоятельствам, условиям, техническим возможностям, месту;
  • повсеместность.

При систематическом использовании модель «Обучение вне стен классной комнаты» позволяет внести в образовательную среду значимые изменения по следующим параметрам:

  • место проведения обучения,
  • средства обучения,
  • способы организации деятельности обучающихся,
  • организация обучения субъектов образовательного процесса,
  • способы получения и фиксации результатов образовательной деятельности.

Рассмотрим каждый из названных параметров.

Традиционное место обучение – школьный кабинет.  Возможности изменения образовательного пространства в кабинете очень ограниченны: учитель может менять наглядные пособия, по-разному расставлять парты, приносить на урок какой-либо предмет, связанный с изучаемым материалом. Модель «обучения вне стен классной комнаты» позволяет значительно расширить образовательное пространство: учебную деятельность можно организовать в сквере, в парке, на пришкольном участке, в театре, в музее, в планетарии, на берегу водоема, около памятника, на территории загородной базы и пр. Более того, если урок длится 40-45 минут, то в модели обучения «вне стен классной комнаты» обучающиеся тратят на выполнение задания столько времени, сколько им нужно в условиях командного соревновательного взаимодействия.

Средства обучения в модели обучения «вне стен классной комнаты» меняются. Помимо традиционных учебников и тетрадей они  включает в себя:

  • объекты окружающего мира (природные и созданные руками человека),
  • электронную среду (гаджеты, планшеты, смартфоны, цифровые лаборатории, видеокамеры, «умные» часы и т.д.),
  • расширенную реальность (наличие интернета, QR-кодов, дополненной реальности HPReveal и прочих инструментов, дающих доступ к дополнительной информации об объекте).

Например, при изучении басен И.А. Крылова местом обучения становится Летний сад, а объектом, создающим проблемную ситуацию, — памятник И.А. Крылову. Рассматривание постамента памятника активизирует познавательную деятельность обучающихся, у них возникает естественный интерес, ребята задаются вопросами: «Кто изображен на постаменте? А почему именно эти животные изображены? Героями каких басен они являются?» Самые внимательные школьники удивятся: героиня басни «Мартышка и очки» изображена без очков. Почему? Для поисков ответов на вопросы школьники обращаются к сети Интернет. Так гаджеты, с которыми «воюют» учителя на уроках, становятся источниками получения учебной информации.

В модели обучения «вне стен классной комнаты» меняются способы организации образовательной деятельности обучающихся. Урок может проводиться в различных формах:  квест на местности, кейс, сюжетная / ролевая игра, различные виды творческой деятельности. Задания могут выполняться индивидуально, в паре, в группе. Когда будут сняты ограничения, вызванные новой коронавирусной инфекцией, станет возможна организация деятельности в кросс-возрастных группах, а также в сотрудничестве с родителями.

Например, изучение признаков весны  можно провести в формате «прогулки со смартфоном». Учитель предлагает школьникам составить маршрут для воскресной семейной прогулки. Ребята выбирают маршрут, фотографируют объекты и процессы, связанные с изменениями в весенней природе, потом наносят нужные объекты, фотографии, видеозаписи, комментарии на гугл-карту. Продуктом деятельности может также стать бумажный или интерактивный буклет «Тайны весеннего парка», включающий посредством QR-кода не только гугл-карту, но и, например, хронометраж прогулки пешком, на велосипеде, на скутере, на роликовых коньках. Обратим внимание на здоровьесберегающий потенциал подобного вида деятельности.

Организация обучения участников образовательного события  осуществляется как в реальном, так и в виртуальном пространстве  с помощью чата, блога, виртуальной доски,  бумажного или интерактивного рабочего листа.

Школу трудно представить без доски, и обучение по модели «вне стен классной комнаты» можно организовать с помощью онлайн-доски. Она становится и местом планирования, и инструментом визуализации учебного материала, и способом проведения мозгового штурма в ходе совместной работы с учениками.  Писать и рисовать на пространстве доски можно пальцем на планшете или мобильном телефоне. Сетка из точек, расположенная на доске, помогает рисовать и выравнивать текст. Любые действия легко отменить, а с помощью ластика стереть ненужную область. На некоторых досках результат работы можно скачать в виде картинки или PDF. Доступ к любой виртуальной доске осуществляется  прямо из браузера и не требует регистрации. Учитель приглашает школьников с помощью ссылки или QR-кода.

Идея маршрутного листа в педагогике не нова. Маршрутный лист широко используется на уроках и во внеурочной деятельности. Весной 2020 года в связи с переходом на дистанционное обучение многие педагоги внедрили в образовательную практику интерактивный рабочий лист, потенциал которого намного обширнее бумажного листа. В интерактивный рабочий лист можно внести карту местности, необходимые для организации деятельности ссылки,  рисунки, фотографии, видеозаписи, аудиоконтент, кроссворды, учебные задания, в нем не ограничен объем и формат ответов, при этом ответы школьники  могут дополнять, исправлять.

Создать интерактивный рабочий лист (ИРЛ) несложно, используя бесплатные сервисы  Google, GoFormative, Wizer, LiveWorkSheets, Teacher Made.  Эти сервисы предлагают готовые формы ИРЛ с различными формами тестовых заданий, графическим интерфейсом добавления заданий.

Учитель создает и публикует ИРЛ на сайте или в блоге  (ссылкой или вставляя в страницу кодом), в настройках совместного доступа устанавливает возможность редактирования для любого пользователя, обладающего ссылкой.
Каждый ученик  копирует шаблон, переименовывает клонированный лист и может его видоизменять и редактировать в процессе выполнения заданий. После выполнения задания ученик публикует свой рабочий лист с помощью URL-адреса на сайте или в блоге, предъявляя таким образом результаты своей работы. Далее проводится рефлексия содержания и деятельности.

В модели «обучение вне стен классной комнаты» также необходимо сохранять результаты познавательной деятельности обучающихся.  Спектр способов фиксации очень широк. Помимо ответов, внесенных в чат, блог, интерактивный рабочий лист, можно предложить школьникам создать фотоотчет, видеоотчет, интерактивный плакат, ментальную карту, географическую карту, анимированную презентацию, видеоролик, слайд-шоу, коллаж, хронологическую ленту с мультимедийным контентом и др. Естественно, младших школьников этим видам деятельности необходимо научить заранее, а старшим можно предоставить ссылку на обучающий ролик.

Подобные нетрадиционные формы отчетности очень интересны детям. На местности легко фиксировать результаты в чате, блоге, ИРЛ, ментальной карте. Опыт показывает, что ментальная карта (интеллект-карта, mind map) всегда вызывает живой интерес школьников. Это способ визуализации, который позволяет фиксировать и обрабатывать информацию. В классическом варианте основная мысль или идея рисуется в центре ментальной карты, а все дополнительные — вокруг. Однако, как и в любой творческой деятельности, в создании ментальной карты нет жестких правил. Пусть ученик рисует слева направо, сверху вниз, по диагонали, «ромашкой», «звездочкой». Главное — фиксировать ход мыслей в понятной для ученика и окружающих форме.

Таким образом, модель «обучение вне стен классной комнаты» позволяет реализовать комплексный подход к обновлению образовательных технологий, предусматривает расширение образовательного пространства, использование элементов сетевого обучения, внедрение в процесс обучения игровых практик, оптимизирует систему здоровьесбережения.  С другой стороны, к окончанию школы у обучающегося должны быть сформированы навыки и компетенции, позволяющие ему эффективно продолжать образование и самообразование в течение всей жизни, взаимодействовать в команде, самореализоваться.

Педагогическая практика показывает востребованность модели «обучения вне стен классной комнаты». В Санкт-Петербурге предлагает образовательные выезды на коммерческой основе компания «Учимся, играя»[1], в Интернете представлен сетевой образовательный проект «Гений места», реализованный в 2011 году на международном уровне[2]. Известен опыт педагогов, работающих со смартфоном[3], интерактивными рабочими листами[4] и QR-кодами[5].

Представляется, что обучение, реально выводящее школьника из класса в большой мир, будет способствовать его интеллектуальному, творческому, личностному саморазвитию.

[1] https://vk.com/study_and_play

[2] http://letopisi.org/index.php/Кейс:_Проект_Гений_места

[3] http://www.yanikova.com/single-post/2013/05/09/На-велопрогулку-со-смартфоном

https://shkola30.livejournal.com/165309.html

[4] https://www.sites.google.com/site/ulejconf/teacher/vahendid/realizacia-mezpredmetnyh-svazej-i-sovmestnaa-rabota-ucitelej-predmetnikov/worksheets

[5] https://www.eduneo.ru/ispolzovanie-qr-kodov-na-urokax-literatury/

Автор публикации

не в сети 10 месяцев

Купирова Елена Анатольевна

0
Комментарии: 0Публикации: 30Регистрация: 27-01-2023
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля