Методическая статья. Парковый урок как средство организации учебной деятельности школьников

Методическая статья. Парковый урок как средство организации учебной деятельности школьников

Купирова Елена Анатольевна,

заместитель директора по НМР,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ Гимназии № 67

Петроградского района г. Санкт-Петербурга

 

ПАРКОВЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

В условиях цифрового общества меняется информационная инфраструктура образовательного процесса, в ходе которого обучающиеся активно используют стационарные (компьютеры) или мобильные устройства (ноутбук, нетбук, планшет, смартфон), обеспечивающие подключение к сети Интернет и доступ к разнообразным процессам и образовательным ресурсам. Одной из организационных моделей, которые возможно реализовать в рамках школьной инфраструктуры, является модель «Обучение вне стен классной комнаты».

Модель «Обучение вне стен классной комнаты» – это формат деятельностного обучения, включающий изучение, исследование, измерение, применение знаний на практике. Наличие удобных и легких переносных мобильных устройств (ноутбуков, нетбуков, планшетов, смартфонов) позволяет обучаться непосредственно на месте события. Такое обучение может проходить в виде игры, квеста на местности, геокешинга,  интерактивной экскурсии,  образовательного выезда. Местом организации такого обучения становился пришкольный участок, парк, водоем, территория библиотеки, музея или заповедника. При этом происходит «погружение» учащихся в историю, культуру, природу, поскольку перед ними поставлены конкретные образовательные задачи. В ходе групповой / парной / индивидуальной работы учащиеся выполняют образовательную задачу и фиксируют результаты деятельности в различных нестандартных форматах: фото- и видеоотчет,  дневник наблюдений, карта (в том числе интерактивная), лента времени / хронология событий, интерактивный плакат и пр.

Любой урок, проводимый вне стен школы, должен иметь признаки урока:

  • четко постановленные цели и задачи урока;
  • запланированные результаты, система оценивания;
  • организованная по определенному плану образовательная деятельность обучающихся; наиболее эффективным средством организации деятельности учащихся в модели «Обучение вне стен классной комнаты» является рабочий лист урока (в том числе интерактивный).

Отличительными особенностями таких уроков являются:

  • расширение образовательного пространства (парк, водоем, улицы города, загородная база, библиотека, музей, театр);
  • особая организация деятельности: работа в парах и группах постоянного / сменного состава, индивидуальная работа;
  • метапредметная направленность урока;
  • разнообразие способов представления информации (объекты природы, парковая инфраструктура, музейные экспонаты, спектакли и др.);
  • использование дополнительных средств обучения (ноутбук, нетбук, планшет, смартфон).

Приведем пример «паркового урока» в Летнем саду для обучающихся 5 класса по теме «В гостях у басни».

Цели урока:

  • познакомить с биографией И.А. Крылова, сформировать представление о внешнем облике писателя, формировать представление о басенном творчестве И.А. Крылова,
  • развивать умение определять жанровые признаки басни,
  • познакомится с басней (по выбору обучающихся) и проанализировать ее,
  • воспитывать любовь к художественному слову.

 

Задачи

Образовательная: создание условий для

  • ознакомления обучающихся с общей характеристикой басен, раскрытию ее жанровых признаков;
  • поиска необходимой информации в цифровой среде, умения фиксировать полученную информацию цифровыми средствами;
  • развития устной речи, умения вести диалог;
  • обеспечения эмоционального восприятие художественного текста,
  • формирования образного и аналитического мышления, творческого воображения, развития творческих способностей.

Развивающие:

  • продолжить работу по формированию познавательных интересов,
  • развивать логические операции сравнения, анализа, обобщения.

Воспитательная: формировать культуру учебного сотрудничества.

 

Тип урока: парковый урок.

Форма работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Средство организации деятельности обучающихся – интерактивный рабочий лист (Приложение 1).

Этапы урока

Организационный этап. В классе накануне выхода в Летний сад ученики получают интерактивный рабочий лист, учитель объясняет особенности проведения урока, способы поиска информации и фиксации результатов, ученики делятся на 4 группы. Домашнее задание: прочитать статью в учебнике о жанровых особенностях басни, выполнить задания 1-5 на интерактивном листе.

Для проведения урока учителю понадобятся 4 помощника – по одному для каждой группы. Это могут быть педагоги, родители или старшеклассники.

Этап проведения урока.

  • Учитель подводит обучающихся к памятнику И.А. Крылову.

— Ребята, как вы думаете, с каким писателем мы познакомимся на уроке?

— Предположите, почему урок мы проводим рядом с памятником.

2) Проверка заданий 1-5 в ходе фронтальной работы.

3) Рассматривание памятников И.А. Крылову в Москве и в Твери (по интерактивному листу), сравнение этих памятников с памятником в Летнем саду.

4) Работа в группах. Выполнение заданий 9,10,11,13 по интерактивному листу. Оказание помощи взрослыми при создании фото-, аудио-, видеодокументов и их прикреплении к интерактивному рабочему листу.

5) Подведение промежуточных итогов урока, домашнее задание (пункт 12 интерактивного листа).

Этап обобщения и рефлексии. Проводится в классе на следующий день, группы представляют  полный отчет о деятельности, делятся своими впечатлениями от урока. Оценивание.

Организация образовательного пространства по модели «обучение вне стен классной комнаты» привносит новые черты в учебный процесс, обеспечивая активную позицию учащегося; переход процесса познания из категории «учить» в категорию «изучать» какой-либо предмет осознанно и самостоятельно; интерактивные связи с различными образовательными ресурсами и образовательными сообществами (учителя, консультанты); формирование культуры групповой работы; использование цифровых ресурсов и платформ в образовательных целях.

 

 

 

 

 

Приложение 1

Парковый урок в Летнем саду

В гостях у басни

Интерактивный рабочий лист

 

ИНСТРУКЦИЯ

Дорогой друг! Сегодня ты пришел в Летний сад в гости к басне. Чтобы твоя прогулка была интересной, познавательной и увлекательной, последовательно выполняй все задания, действуй по инструкции вместе с одноклассниками.

  1. Скопируй рабочий лист и сохрани его на своем планшете (нетбуке, ноутбуке).
  2. Озаглавь рабочий лист своими фамилией и именем.
  3. Все ответы сохраняй на рабочем листе.

 

ЗАДАНИЯ

  1. Рассмотри портрет великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Предположи, какой момент жизни поэта изобразил художник. Объясни, почему ты так считаешь.

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Пройди по ссылке и познакомься с жизнью И.А. Крылова

https://learningapps.org/15501595. Что тебе особенно запомнилось в биографии поэта, что показалось необычным, удивительным?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Крылов прославился как создатель басни. А что такое басня? В чем особенности басни как жанра? Рассмотри схему, выполни задание по ссылке и ответь на эти вопросы.

https://learningapps.org/15504064

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Укажи, на каких иллюстрациях ты видишь аллегорические изображения животных. Объясни свою позицию.

Аллегорические изображения животных я вижу на иллюстрациях ______. я считаю, что это аллегория, потому что _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

1 2 3 4
  1. Проверь себя, знаешь ли ты героев басен Крылова https://learningapps.org/15503571
  2. Жизнь Ивана Андреевича Крылова связана с разными городами: Москвой, Тверью, Петербургом. В этих городах установлены памятники баснописцу. Рассмотри памятники, находящиеся в Москве и Твери. Если тебе трудно рассмотреть детали памятников, ты можешь увеличить фотографии. Каким изображен на них поэт?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Памятник А.А. Крылову в Москве Памятник И.А. Крылову в Твери
  1. А теперь рассмотри памятник в Летнем саду. Чем он необычен? Закончи предложение:

Памятник И.А. Крылову в Летнем саду необычен тем, что на горельефах пьедестала изображены ______________________________________________.

А ты догадался, что такое пьедестал? А что такое горельеф?

Пьедестал — это _____________________________________________________.

Горельеф — это ______________________________________________________.

 

  1. Разделитесь на 4 группы. Каждая группа должна рассмотреть один из четырех горельефов пьедестала: передний, правый, левый, задний.

Запиши членов своей группы и укажи горельеф, с которым вы работаете, или сфотографируй свою группу на фоне выбранного горельефа и прикрепи фотографию к рабочему листу.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Внимательно рассмотрите горельеф. Каких животных вы видите? Героями каких басен они являются?

В случае затруднений обратитесь к сборнику https://ilibrary.ru/text/2175/index.html

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Выберите одну из этих басен и выразительно ее прочитайте. Важно, чтобы в чтении приняли участие все члены группы! Докажите, что это басня. Определите тему басни, найдите аллегорию, объясните мораль басни. Запишите ваше чтение и рассуждения на видео и прикрепите видеофайл к рабочему листу.

 

  1. Можно ли утверждать, что на горельефах памятника животные избражены аллегорически? Объясни свою позицию.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Попробуйте создать свое аллегорическое изображение животного — героя басни. Вы можете его нарисовать, вылепить из пластилина, описать словами. Прикрепи получившееся изображение к рабочему листу.

 

  1. Опиши свои впечатления от сегодняшнего урока. Каждое слово начни с указанной буквы:

П___________________________________

А___________________________________

М___________________________________

Я___________________________________

Т___________________________________

Н___________________________________

К___________________________________

 

Автор публикации

0
Комментарии: 0Публикации: 30Регистрация: 27-01-2023
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Заполните занимаемую должность, если Вы являетесь сотрудником, или поставьте в поле класс, если Вы обучающийся ОО
Генерация пароля