Методическая статья. Проект создания творческой образовательной среды в образовательной организации

Методическая статья. Проект создания творческой образовательной среды в образовательной организации

Купирова Е.А.,

руководитель ЛОИ ГБОУ

Гимназии № 67 Петроградского района

Г. Санкт-Петербурга

Проект создания

творческой образовательной среды в образовательной организации

 

В 2021 году ГБОУ Гимназия № 67 Петроградского района г. Санкт-Петербурга стала лабораторией образовательных инноваций по теме «Построение образовательной среды,  ориентированной на формирование универсальных компетентностей обучающихся для обеспечения качественного образования».

Философия образования рассматривает среду как один из важнейших факторов развития личности. Среда понимается как сложная система, включающая самого человека, который своими действиями и поступками активизирует, строит те или иные элементы среды и тем самым создает её для себя. Во избежание семантической неопределенности, связанной с понятием «образовательная среда», имеющим множество коннотаций, мы опираемся на модель  В.А. Ясвина, предлагающего выделять три базовых компонента образовательных сред:

  1. Архитектурно-пространственный (архитектура, дизайн, мебель, организация пространства).
  2. Социальный (люди и отношения между ними).
  3. Психолого-дидактический (методики преподавания, учебно-методические комплексы).

Очевидно, что планировать инновационные процессы в образовательной среде невозможно без экспертного анализа её текущего состояния. Для анализа образовательной среды были использованы методики В.А. Ясвина: методика векторного моделирования образовательных сред и методика анализа количественных системных параметров среды.

 

Методика векторного моделирования образовательной среды

Методика векторного моделирования образовательной среды предусматривает построение системы координат, состоящей из двух осей: «свобода — зависимость» и «активность — пассивность». Для построения в этой системе координат вектора, соответствующего тому или иному типу образовательной среды, необходимо ответить на шесть диагностических вопросов и оценить ответы в процентном соотношении:

  1. Чьи интересы и ценности ставятся на первое место в данной образовательной среде? а) личности; б) общества (группы).
  2. Кто к кому подстраивается в процессе взаимодействия? а) воспитатель к ребёнку; б) ребёнок к воспитателю
  3. Какая форма воспитания преимущественно осуществляется в данной образовательной среде? а) индивидуальная; б) коллективная (групповая).
  4. Практикуется ли в данной образовательной среде наказание ребёнка? а) да; б) нет.
  5. Стимулируется ли в данной образовательной среде проявление ребёнком какой-либо инициативы? а) да; б) нет.
  6. Находят ли какой-либо положительный отклик в данной образовательной среде те или иные творческие проявления ребёнка? а) да; б) нет.

Вопросы 1-3 направлены на определение наличия в данной среде возможностей для свободного развития ребёнка, вопросы 4-6 направлены на определение наличия в данной среде возможностей для развития его активности. Ответ на каждый вопрос позволяет отметить на соответствующей шкале (активности, пассивности, свободы или зависимости) один пункт. «Активность» понимается как наличие таких свойств, как инициативность, стремление к чему-либо, упорство в этом стремлении, борьба личности за свои интересы, отстаивание этих интересов и т.п.  «Пассивность» рассматривается как отсутствие этих свойств. «Свобода» связывается с независимостью суждений и поступков, правом выбора; «зависимость» понимается как послушание, исполнительность, приспособленчество.

На основе этой диагностики анализируемая образовательная среда может быть отнесена к одному из четырёх базовых типов: «Догматическая образовательная среда», способствующая развитию пассивности и зависимости ребёнка; «Карьерная образовательная среда», способствующая развитию активности, но и зависимости ребёнка; «Безмятежная образовательная среда», способствующая свободному развитию, но и обусловливающая формирование пассивности ребёнка; наконец, «Творческая образовательная среда», способствующая свободному развитию активного ребёнка.

В январе 2021 года было проведено анкетирование, в котором приняли участие 661 человек, из них 7,1% учителей, 44% родителей обучающихся, 48,9% обучающиеся.  Количественный анализ анкетирования представлен в таблице.

Тип образовательной среды

Таблица 1

Номер вопроса Свобода Зависимость
Вариант ответа Проценты Вариант ответа Проценты
1 а 26,5 Б 73,5
2 а 34,9 Б 65,1
3 а 16 Б 84
Сумма Свобода 77,4 Зависимость 226,6
Окончательный показатель Свобода 26 Зависимость 74

 

Номер вопроса Активность Пассивность
Вариант ответа Проценты Вариант ответа Проценты
1 а 28 Б 72
2 а 84 Б 16
3 а 85 Б 15
Сумма Активность 197 Пассивность 103
Окончательный показатель Активность 66 Пассивность 34

 

Крайне редко наблюдается проявление в школе исключительно какого-либо одного типа образовательной среды, обычно можно выделить сочетаниенескольких типов. Определим и представим в таблице процентное соотношение различных типов образовательных сред, сложившихся в Гимназии № 67.

Процентное соотношение различных типов образовательных сред

Таблица 2

Тип образовательной среды Процент типа среды в общей образовательной среде ОУ
Догматическая среда (%) =зависимость *пассивность / 100

74*34 / 100 = 25,16

25
Карьерная  среда (%) =зависимость *активность  / 100

74*66 / 100

49
Творческая  среда (%) =свобода *активность / 100

26*66 / 100

17
Безмятежная  среда (%) =свобода *пассивность / 100

26*34 / 100

9

 

На основе анкетирования было выявлено, что в гимназии сложилась карьерно  –догматическая среда с  элементами творческой среды. Догматическая среда характеризуется рядом положительных качеств: сохранением традицией, авторитетом, дисциплиной, порядком и добросовестностью, ощущением прочности и устойчивостью, уверенностью а себе. Однако ребенок, воспитывающийся в такой среде, зависим и пассивен, что противоречит требованиям современности. Карьерная образовательная среда способствует, с одной стороны, развитию активности, с другой –  зависимости ребенка.

Методика анализа количественных системных параметров среды

Для проведения системного описания образовательной  среды В.А. Ясвиным выделены количественные показатели, которые дают представление о степени организации образовательных возможностей среды. Определение уровней этих параметров осуществляется с помощью блоков соответствующих таблиц, разработанных В.А. Ясвиным, каждая из которых отражает какую-либо  сторону возможностей среды. Баллы, определенные по каждому блоку, суммируются. Затем, используя значения коэффициентов модальности, определяется соответствующий коэффициент для каждого параметра. Для карьерной  среды коэффициент модальности равен 1,1.

Таким образом, в результате проведенного исследования и количественной оценки параметров образовательной среды были получены следующие характеристики образовательной среды, сложившейся в гимназии (таблица 3).

 

Количественные системные параметры с образовательной среды,

сложившейся в гимназии

Таблица 3

Характеристика образовательной среды Компоненты параметра Итоговый балл с учетом коэф. модальности
Широта Экскурсии, путешествия, обмен учащимися и педагогами, материальная база ОУ, посещение учреждений культуры, гости, возможность выбора образовательных микросред 5,99
Интенсивность Уровень требований к учащимся, использование интерактивных форм и методов обучения, учебная нагрузка учащихся, организация активного отдыха 5,5
Осознаваемость Уровень осведомленности об ОУ, формирование осознаваемости, связь с выпускниками, активность сотрудников, учащихся и родителей 8,03
Обобщенность Команда единомышленников, концепция развития ОУ, формы работы с педколлективом, включенность учащихся и родителей, реализация авторских образовательных моделей 8,69
Эмоциональность Взаимоотношения в педколлективе, с учащимися и родителями, эмоциональность оформления пространственно-предметной среды 6,49
Доминантность Значимость ОУ для педагогов, учащихся и родителей 9,24
Когерентность Преемственность с другими ОУ , социальная интеграция 8,25
Активность Трансляция достижений, работа со СМИ, социальные инициативы, социальная значимость выпускников 5,06
Мобильность Мобильность целей и содержания образования, методов образования, кадрового обеспечения, средств образования 6,05
Устойчивость образовательной среды (расчет без учета коэф. Модальности) Стабильность административного и педагогического составов, наличие педагогов и родителей – выпускников ОУ, возраст ОУ, качество здания, наличие испытаний 12,4

 

Анализ полученных данных показывает, что ОУ функционирует стабильно (устойчивость – 12,4), значимо для субъектов образовательного процесса (доминантность – 9,4), в гимназии работает команда единомышленников (обобщенность 8,69), ориентированная на преемственность и социальную интеграцию (когерентность 8,25), гимназия заинтересована в формировании осознаваемости (8,03). При этом такие характеристики, как широта, интенсивность и активность образовательной среды нуждаются в коррекции.

На основе анализа напрашивается важное  решение — сосредоточить ресурсы гимназии на изменении модальности среды за счет повышения личной активности учащихся. А педагогическая стратегия гимназии  должна быть направлена на создание творческой образовательной среды вместо сложившейся карьерно-догматичной.

Для этого был создан проект творческой среды.

 

  1. Определена образовательная идеология (модальность образовательной среды) – создание условий и возможностей для развития активности обучающегося и его интеллектуальной, творческой и личной осознанной свободы.
  2. Определить конкретно-содержательные цели и задачи предполагаемого образовательного процесса в данной среде.

Цель – ак построить, смоделировать процесс обучения, чтобы каждый школьник оказался в благоприятных для его развития условиях, чувствовал комфортное влияние всей образовательной среды. А образовательная среда в свою очередь выступала бы основным гарантом личной успешности в реализации поставленных школьником задач, успешности его развития по различным аспектам (физическим, интеллектуальным, нравственным и т.д

педагогическая организация образовательной среды, (1) обладающей гибкой и легко адаптируемой организационной структурой, (2) оптимальной по использованию учебного пространства и времени, (3) эффективной по конечному результату разностороннего развития личности. Реализация данного проекта предусматривает

 

  1. Разработано на основе поставленных целей и задач соответствующее содержание образовательного процесса:

Обеспечение функциональной грамотности обучающихся,

 

  1. Разработан проект психолого-дидактической организации образовательной среды.
  2. Разработан проект пространственно-предметной организации образовательной среды.
  3. Разработан проект социальной организации образовательной среды
  4. Провести экспертизу разработанного проекта образовательной среды на основе формальных параметров (интенсивность, модальность и т.д.).

 

 

Автор публикации

не в сети 11 месяцев

Купирова Елена Анатольевна

0
Комментарии: 0Публикации: 30Регистрация: 27-01-2023
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля