Методическая статья. Уровни сформированности универсальных компетентностей обучающихся: из опыта работы

Методическая статья. Уровни сформированности универсальных компетентностей обучающихся: из опыта работы

Купирова Е.А., руководитель ЛОИ

ГБОУ Гимназии №67 Петроградского района

г. Санкт-Петербурга

 

Уровни сформированности универсальных компетентностей обучающихся:

из опыта работы

 

Социально-экономическая и культурная реальность стремительно и непрерывно изменяется: увеличиваются информационные потоки, знания быстро устаревают, появляются новые области профессионального труда. Мир XXI века предъявляет к системам общего образования новые требования. В сложившихся условиях одной из ключевых тенденций реформирования школы стал отказ от передачи предметной информации пассивному адресату (знаниевый подход) в пользу образовательного процесса, направленного прежде всего на развитие у школьника «новой грамотности» — универсальных компетентностей, помогающих человеку продуктивно жить в меняющемся мире с высокой долей неопределенности (компетентностный подход). В рамках концепции «новой грамотности» компетентности подобного рода принято называть навыками XXI века / ключевыми / универсальными компетентностями.

Различные организации (Partnership for 21st Century Skills, American Association of Colleges and Universities, International Society for Technology in Education, ОЭСР, ЮНЕСКО) предлагают различные списки ключевых компетентностей XXI века, формирование которых должно стать целью школьного образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте  эти компетентности присутствуют в форме личностных и метапредметных образовательных результатов. В 2020 году специалисты Института образования НИУ ВШЭ опубликовали итоги работы международной экспертной группы. Ведущие мировые эксперты (М.С. Добрякова, И.Д. Фрумин, К.А. Баранников, Н. Зиил, Дж. Мосс, И.М. Реморенко, Я. Хаутамяки, и др.), изучив существующие списки, предложили разбить наиболее часто встречаемые компетентности  на три основные группы:

  1. Компетентность мышления, включающая критическое мышление, креативное мышление, понимание и анализ сложноорганизованной информации, применение формальной логики, установление причинно-следственных связей, и т.д.
  2. Компетентность взаимодействия с другими людьми предполагает умение работать в команде, лидерство, распределение обязанностей, коллективная ответственность, толерантность, умение договариваться (в том числе в условиях культурных, религиозных, политических и этических разногласий), и т.д.
  3. Компетентность взаимодействия с собой включает рефлексию, постановку целей, саморегуляцию, самоконтроль, тайм-менеджмент, целеполагание и т.д.

Необходимость формирования универсальных компетентностей осознается педагогами и руководителями по всему миру. В настоящий момент универсальные компетентности входят в стандарты и программы ведущих образовательных систем  различных стран (Финляндия, Канада, Южная Корея, Австралия и др.). Российское педагогическое сообщество также разделяет представление о том, что школа сегодня не может ограничиваться передачей предметных знаний, но должна способствовать развитию таких компетентностей, как критическое и творческое мышление, командное взаимодействие, лидерство, рефлексия, целеполагание, и т.д. Только высокий уровень развития указанных навыков у выпускников российских школ позволит говорить о качестве российского образования в глобальном масштабе. В частности, сформированность навыков XXI определяет функциональную грамотность выпускников, их готовность применять предметные знания в многообразии жизненных ситуаций.

В 2021 году ГБОУ Гимназия № 67 Петроградского района г. Санкт-Петербурга стала лабораторией образовательных инноваций по теме «Построение образовательной среды,  ориентированной на формирование универсальных компетентностей обучающихся для обеспечения качественного образования», и одной из задач стало определение реального уровня сформированности универсальных компетентностей обучающихся.

Для решения поставленной задачи педагогами гимназии  были составлены диагностические работы для 4, 6, 7, 8 классов. В исследовании не принимали участие 5 классы в связи с адаптацией к основной школе и 9-11 классы, поскольку их учебный процесс ориентирован преимущественно на  изучение программного материала и подготовку к государственной итоговой аттестации. Диагностические работы представлены на сайте Гимназии № 67, с ними можно познакомиться http://gymnasium67spb.ru/innovation.   При разработке диагностического аппарата исследования члены творческой группы ЛОИ опирались на материалы (методология, задания, критерии оценивания, уровни оценки качества)  международных исследований PISA, TIMMS,  PIRLS.

Краткая характеристика диагностических работ.

По форме диагностические работы носят поисково-игровой характер: 4 класс —  путешествие в Антарктиду; 6 класс – выбор оливкового масла и составление меню по принципам ЗОЖ; 7 класс – виртуальная экскурсия в Русский музей; 8 класс – работа в «Лаборатории загадок климата».

Каждая работа включает в себя сплошной и несплошной  тексты. Среди несплошных текстов – географическая карта, инфографика (4 класс),  таблица и инфографика (6 класс), видеоролик (7 класс), таблица, фотография, диаграмма, инфографика (8 классы). Часть заданий представлена на английском языке.

Ученикам предлагаются  задания, разные по уровню сложности:  выбрать ответ из предложенных; сыграть в «да-нетку»; сопоставить информацию, представленную в текстах различных функциональных стилей, сплошных и несплошных текстах; сформулировать и обосновать вывод; составить кластер; оценить истинность / ложность утверждений; выполнить задания, связанные с анализом географической карты, состава оливкового масла; составить развернутое аргументированное высказывание с опорой на выявленную информацию и др. Обязательными компонентами работами являются задания для выполнения в паре (по методике Г. Цукерман «Рукавички») и задания, связанные с рефлексией своей познавательной деятельности. К каждой диагностической работе имеется приложение – критерии оценивания.

Приведем примеры заданий, вызвавших наибольшие затруднения у обучающихся (в скобках указан процент выполнения).

4 класс: нахождение в тексте объектов и их классификация (40%); решение математической задачи, представленной в неявном виде (56%), анализ инфографики и  формулирование вывода(60%);

6 класс: нахождение в тексте информации и ее оценивание (34%), анализ инфографики и формулирование вывода (44%),  решение математической задачи, представленной в неявном виде (46%), аргументированное обоснование своей позиции (52%);

7 класс: нахождение ключевых слов в тексте (42%); составление кластера (42%); формулирование вывода на основе видеоролика (48%).

8 класс: определение истинности / ложности суждения на основе представленных материалов (30%); анализ инфографики с формулированием вывода; аргументированное обоснование своей позиции (42%); анализ причинно-следственных связей (48%); работа в паре (50%).

Уровень сформированности универсальных компетентностей определяется как процент набранных баллов от максимального балла за выполнение основной части работы в целом. Характеристика уровней представлена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика уровней

сформированности универсальных компетентностей

 

% выполнения задания Количество

баллов

 

Уровень Характеристика уровня

 

Менее

50%

 

Менее

15 б

 

низкий Уровень воспроизведения

Обучающийся владеет начальными умениями

удерживать учебную задачу, выделять существенные факты, строить простейшее умозаключение; фрагментарным восприятием информации; работая в паре, не пытается договориться с партнером.

51-65% 15 – 19,5 б

 

средний Уровень понимания

Обучающийся характеризуется умением удерживать учебную задачу, воспринимать информацию целостно, определять существенные связи, частично осуществлять самоконтроль, находить некоторые ошибки, анализировать и составлять простейшие модели объектов и явлений; совместная деятельность малопродуктивна, взаимодействие нейтральное.

66-90% 20 – 27 б выше

среднего

 

Уровень применения в типовой ситуации

Обучающийся характеризуется умением удерживать учебную задачу, планировать ее выполнение, осуществлять поиск и преобразование информации, выполнять действия моделирования, осуществлять спектр логических действий, включая анализ, синтез, сравнение, обобщение, определять простейшие причинно-следственные связи, находить ошибки и устанавливать некоторые причины их появления;  совместная деятельность характеризуется умением договариваться, но без осуществления взаимоконтроля.

91-100% 27,5 – 30 б высокий Уровень применения в нетиповой ситуации

Обучающийся характеризуется способностью принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, выделять и фиксировать нужную информацию, находить информацию, заданную в неявном виде, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, преобразовывать ее, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач и действия моделирования, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи,  интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя информацию, в т.ч.  заданную неявно; работая в паре, вступает в  эффективное партнерское взаимодействие.

 

Анализ диагностических работ показал резкое снижение количества обучающихся высокого  уровня. Если в 4 классе таких обучающихся 20%, то к 8 классу их количество сокращается в четыре раза (5%). При этом количество обучающихся, показавших низкий результат, вдвое увеличивается: от 20% в 4 классе до 40% в 8 классе. Обращает внимание тот факт, что суммарное количество обучающихся уровней выше среднего и среднего снижается незначительно: от 60% в 4 классе до 55% в 8 классе.

 

Уровни сформированности универсальных компетентностей

обучающихся 4,6,7,8 классов

(по результатам констатирующего эксперимента)

Таблица 2

Класс Количество писавших

(чел)

Уровень сформированности универсальных компетентностей

(в %, с округлением до целого числа)

высокий (%) выше среднего (%) средний (%) низкий  (%)
4 54 20 48 12 20
6 55 12 38 22 28
7 49 8 34 24 34
8 46 5 33 22 40

 

Полученные результаты были обсуждены на методическом совещании, и было принято решение о необходимости усилить внимание к формированию универсальных компетентностей в урочной и внеурочной деятельности и в воспитательной работе. Для этого педагогическим работникам  рекомендовано:

  • организовывать работу обучающихся со сплошными и несплошными текстами, видеоматериалами, фотографиями, инфографикой и т.д.; предлагать задания на перекодирование информации – представлении текста в форме схемы, таблицы, кластера, ментальной карты и пр.; учить обосновывать собственную познавательную позицию вербальными и невербальными способами;
  • увеличить количество заданий, ориентированных на анализ, синтез, обобщение, классификацию, аргументацию, установление причинно-следственных связей;
  • усилить поисковую активность обучающихся, предлагать задания поискового характера, учебные исследования, проекты;
  • реализовать познавательную / творческую деятельность в сотрудничестве – работе в паре, группе;
  • формировать оценочную самостоятельность обучающихся;
  • реализовать дифференцированный подход планировать работу (по возможности) с учетом уровня сформированности универсальных компетентностей:
    • обучающиесяся высокого и выше среднего уровней: усилить познавательную самостоятельность, предлагать задания творческого и поисково-исследовательского характера;
    • обучающиеся среднего уровня: усилить внимание к формированию эффективных приемов познавательной деятельности, предлагать задания с элементами поисково-исследовательской деятельности;
    • обучающимся, показавшим низкий уровень: использовать наглядность, предлагать задания с постепенным увеличением сложности,  задания с выбором ответа, рабочие листы урока  с образцами решения, практиковать  многократное повторение, взаимоопрос.

С января 2022 года все педагоги Гимназии № 67 проводят уроки, занятия по внеурочной деятельности и воспитательную работу с учетом полученных рекомендаций. Методическая служба гимназии оказывает педагогам помощь в подборе дидактических материалов, выборе приемов, методов и технологий обучения. В декабре 2022 года запланировано проведение диагностических работ, которые позволят оценить эффективность принятых мер по формированию универсальных компетентностей обучающихся.

 

Список литературы и Интернет-источников:

 

  1. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2018. — 28 с. — 300 экз. — (Современная аналитика образования. № 2 (19)).
  2. Добрякова М. Ключевые компетенции и новая грамотность: от деклараций к школьной реальности https://rosuchebnik.ru/upload/service/maria-dobryakova.pdf
  3. Бершадская М.Д., Серова А.В. Универсальные компетенции: индикаторы, опыт разработки и оценивания https://knastu.ru/media/files/page_files/teachers/Bershadskaya_UK_-_indikatory_opyt_razrabot..tsenivaniya_Seminar_AKUR_05.2018.pdf
  4. http://www.ibe.unesco.org/en/topics/21st-century-learning

 

Автор публикации

не в сети 11 месяцев

Купирова Елена Анатольевна

0
Комментарии: 0Публикации: 30Регистрация: 27-01-2023
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля