Образовательный проект «И тайный шёпот тихих улиц»

Аннотация

ГБОУ школа Петроградского района Санкт-Петербурга представляет Вашему вниманию, постоянно действующий образовательный проект «И тайный шёпот тихих улиц…», реализуемый в рамках работы районной лаборатории образовательных инноваций по теме «Создание кросс-возрастной образовательной среды для профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ».

Я, Михайловский Роман Александрович, являюсь разработчиком и руководителем данного образовательного проекта.

 

Характеристика контингента обучающихся

Школа реализует адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с задержкой психического развития и слабовидящих детей, имеющих функциональные нарушения зрения.

Для этого контингента характерны: повышенная утомляемость, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, низкая мотивация к обучению. Познавательная деятельность у детей данных категорий также снижена и проявляется в недостаточной сформированности восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и речи. Ведущий мотив — игра.

Миссией школы является создание образовательных условий для конкурентоспособности выпускников на современном рынке труда. Востребованность выпускников школы в учреждениях профессионального образования является одним из основных объективных и независимых показателей качества образования и профориентационной работы школы.

 

Описание созданной инициативы: аннотация (какую проблему решает инициатива), цель, потенциальный пользователь, планируемые результаты (текущие, достигнутые).

Год назад в школе не было идеи для этого проекта. Предпосылками возникновения явились несколько факторов:

  1. Участие детей в профессиональных конкурсах по медиатворчеству. Это связано с тем, что видеоблогинг для современных детей — это не просто хобби или увлечение. Это информационная среда, в которой они живут. Благодаря блогам дети узнают новости и тренды, обмениваются мнениями и находят единомышленников. И, самое главное, это прекрасная почва для ведения профориентационной работы. Даже, если ребенок не станет звездой Интернета, приобретенные навыки пригодятся ему во множестве профессий: диктор, видеооператор, видеомонтажер, сценарист, фотокорреспондент, экскурсовод.
  2. Наличие в школе педагогических кадров, имеющих профессиональное образование по направлению видеограф, фотокорреспондент.
  3. Месторасположение образовательного учреждения в историческом районе города, в шаговой доступности от центров туристического паломничества и интересных мест, историю которых начали постепенного забывать.

Первым продуктом, который положил начало проекту, стал видеоролик об истории Введенского муниципального округа, в котором находится наша школа. Он стал победителем во Всероссийском конкурсе «История местного самоуправления моего края» в 2019 году.

В следующем учебном году, подкрепленные успехом этой конкурсной работы, для участия в IV Городском Фестивале «Голос Победы — память вечна», мы создали видеофильм о памятнике женщинам-бойцам местной противовоздушной обороны Ленинграда. Эта медиаработа также стала победителем конкурса.

 

Описание созданной инициативы: аннотация (какую проблему решает инициатива), цель, участники проекта, достигнутые результаты.

Проанализировав успехи и систематизировав проделанную за два года работу, мы поняли, что все это выливается в большой проект, который продолжает наполняться новыми идеями. «Генераторами» проекта является творческая группа педагогов переменного состава, создаваемая в начале каждого учебного года. В основной состав группы входит методист по информационным технологиям, учитель истории, педагог-библиотекарь. Конечно, она не является закрытой, и любой желающий может присоединиться в течение года.

 

Линейность /нелинейность

Если рассматривать проект, что называется со стороны (с высоты), то очень заметна линейная составляющая, от которой мы не можем отходить – это и план воспитательной работы, и конкурсы так называемой циклограммы, которые нам приходят сверху и игнорировать, оставлять их вне зоны внимания, мы не можем.

Но, есть и нелинейная часть. Вот тут – то и начинается самое интересное. Это та часть, которая позволят нам выбирать, отсеивать и находить точку, от которой можно оттолкнуться и определить форму, направление, идею дальнейшей работы. Появляется интерес и смыслы, которые отталкиваются не от «НАДО», а от «ХОЧУ», «ИНТЕРЕСНО», «ЦЕПЛЯЕТ».

Именно интерес помогает связать учителя с учеником в творчестве. Мы поняли, что есть вопросы у наших учеников, стоящие дорогого: «А когда?», «А можно я?», «А еще будем делать?»

И после этого можно снова возвращаться к «НАДО» осознавая, что дети справятся, получив уверенность в своих силах и это будет не скучно.

 

Инициатива ориентирована на обучающихся начальной и основной школы в возрасте от 10 до 17 лет.

 

Образовательный проект имеет два направления: социально-педагогическое и профориентационное. Он ориентирован на развитие личностных качеств, коммуникативных навыков, социальную адаптацию детей с ОВЗ в окружающем мире и приобретение ими softskills компетенций по профессиям видеооператор, видеомонтажер, сценарист, диктор, экскурсовод, фотокорреспондент при поддержке педагогов-кураторов в процессе создания собственных медиапродуктов, посвященных истории и культуре Петроградского района и города Санкт-Петербурга.

 

Что дало нам развитие этого направления?

1.В школе создано мотивирующее образовательное социокультурное пространство, в котором выделяются следующие направления работы: профориентационное, литературно-историческое, краеведческое, патриотическое. Дети получают навыки ведения исследовательской работы, разработки медиапродуктов культурно-исторического и патриотического контекста. Личностное развитие и социальная адаптация детей с ОВЗ происходит в комфортной, увлекательной среде путём создания «ситуации успеха», осуществления индивидуальной психолого-педагогической поддержки каждого учащегося.

2. Медиаконкурсов для детей с ОВЗ очень мало, достаточно сложно найти образовательные события в палитре наших разнообразных интересов, поэтому мы рискнули, и стали готовить детей на конкурсы, где они могут соревноваться наравне с обучающимися обычных общеобразовательных школ. Мы поставили высокую планку, и знаете, скажем без ложной скромности —  получилось.

Участие в профессиональных конкурсах в 2022-2023 учебном году:

3. В итоге, за все время существования проекта, была создана серия медиапродуктов из 9 видеороликов, которые неоднократно побеждали в городских и всероссийских конкурсах по медиатворчеству. Данные видеоролики были опубликованы в официальной группе школы в социальной сети «Вконтакте», на официальном канале видеохостинга YOUTUBE. Шкалой оценивания проделанной работы стали лайки подписчиков группы. А также письменные отзывы родителей учащихся. Это очень вдохновляет.

4. Впервые в школе был проведен межрегиональный телемост «Голос Ленинграда» со школой №1748 г. Москвы. Организована экскурсия в патриотический центр «Ленрезерв». Записан радиоспектакль «Письмо из блокадного Ленинграда».

5. Экскурсии в патриотический центр «Ленрезерв». 8 февраля – 5-е классы; 15 февраля – 9А и 8А класс.

6. Участие в экскурсионно-театральном сопровождении «Это нужно не мертвым. Это надо живым!»: Пискаревское мемориальное кладбище. 22 марта, 3 мая 2023 года. Участники: учащиеся 6Б класса.

7. Участие в «Открытом микрофоне» посвященном памяти Ольги Берггольц. Литераторские мостки Волковского кладбища. 16 мая 2023 года

 

Таким образом, работа в этом проекте дает не только толчок для развития и социализации детей с ОВЗ, приобретения ими новых навыков и компетенций, но и позволяет педагогам реализовать свой творческий потенциал. Работа становится интересной, и чего уж скрывать, тоже учит консолидироваться и даже дружить, поддерживать друг друга, делиться идеями, работать не только на личное портфолио и аттестацию, но и на престиж и узнаваемость школы, как образовательного учреждения с оригинальными традициями.

 

Перспективы развития образовательного проекта на 2023-2024 учебный год

  1. С 1 января 2023 года в школе начало свою работу отделение дополнительного образования детей. В связи с этим назрела актуальность разработки рабочей программы по обучению ребят основам тележурналистики.
  2. Продолжение работы по созданию тематических видеороликов: «Димитр Благоев», «Архитектурные стили Петроградской стороны», «Габдулла Тукай».
  3. Участие обучающихся школы в профессиональных конкурсах по медиатворчеству.
  4. Сотрудничество с театром драмы им. Ольги Берггольц, Пискаревским мемориальным кладбищем.
  5. Создание школьного телевидения, площадкой которого станет официальная группа школы в социальной сети «ВКонтакте».
  6. Разработка аудиоэкскурсии «Жизнь замечательных людей на Петроградской стороне».

Автор публикации

0
Комментарии: 0Публикации: 2Регистрация: 16-01-2023
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля