Методическая разработка внеклассного занятия для Районного Конкурса педагогических достижений «Два крыла» по теме: «Законы общения»
в номинации: «Современный классный руководитель» (2023-2024 уч.год)
Учителя английского языка
Тимоховой О.В.
- Пояснительная записка
Общение – основная деятельность подростков. Это не только обмен информацией, но и способ самовыражения, формирования самооценки, получение эмоциональной поддержки и подтверждения своей значимости. Сегодняшние подростки поколения «Стекло», «ушедшие» в виртуальный мир и не выпускающие из рук мобильные телефоны, считают себя более успешными в общении, которое им предлагают социальные сети, тематические чаты и видеоигры. Отсюда нарастающая сложность реального «живого» общения подростков со своими сверстниками, родителями и педагогами. Эмоциональное состояние и поведение подростков формируется в учебном коллективе, где предполагается общение всех со всеми, поиск созвучия интересов в каждом для взаимного общения. В то же время, есть опасность того, что класс может быть разбит на группы и подгруппы по следующим причинам:
- социальная тревожность: ученики, для которых практически недоступны публичные выступления, общественные поручения, участие в конкурсах и проектах из-за их зажатости и настороженности к контактам в социуме.
- страх оценки окружающих: ученики с заниженной самооценкой, не имеющие часто мотивации к учебе; аутсайдеры, которые боятся как-либо проявить себя, не получив при этом унижающих их оценочных суждений со стороны.
- самоутверждение за счет других: учащиеся с завышенной самооценкой, агрессивные и провоцирующие буллинг.
Общение порождается потребностями совместной деятельности, обменом идей, стратегий взаимодействия, восприятием и пониманием другого человека. Опыт общения подростков формируется под влиянием образца поведения взрослых (в семье, в близком окружении), и позже – со сверстниками. Сюда же включается реклама, СМИ, Интернет. В виртуальном общении подростки ощущают себя как независимыми, так и незащищенными одновременно. Их логика рассуждений и речь полны речевых клише, штампов, жаргонизмов, а иногда и ненормативной лексики. Интернет-общение дает им анонимность, возможность почувствовать себя «супергероями»; а мнимое чувство свободы выражения своего мнения, приукрашенное ложными сведениями, позволяет самоопределяться на гендерном уровне и реализовывать себя в новых предлагаемых обстоятельствах. Совсем другие качества и требования предъявляет общение в реальном каждодневном мире, где возникают потребности в разрешении конфликтов, как со сверстниками, так и с родителями; где надо учиться приходить на помощь в сложных жизненных ситуациях, проявлять сочувствие, выражать эмоции, открывать в себе симпатии и демонстрировать их миру. В то же время, эмоционально – психическое напряжение подростков порождает в них чувство отстраненности, закрытости, агрессивности, немотивированной мнительности и повышенной конфликтности. Все эти чувства и настроения могут привести подростков к различным комплексам, депрессии и социальной апатии.
- Цель.
Для развития коммуникации в подростковой среде, для решения вопросов, связанных с самоопределением и самовыражением учащихся, для создания комфортной образовательной среды в рамках данного внеклассного занятия и классного коллектива в целом, предусмотрено проведение тренинга по теме «Законы общения», где ожидается обмен мнений, поиск аргументов, и как итог — достижение психологического комфорта, согласи внутри классного коллектива. Отстаивание своей позиции, умение слушать и слышать собеседника, принимать аргументы большинства, групповая сплоченность и цивилизованное общение — такова должна быть результативная цель данного мероприятия.
- Задачи данного занятия:
Развивающие:
- развитие познавательной активности, мыслительных операций (обобщение, анализ, сравнение), умения устанавливать причинно-следственные связи; проявлять самостоятельность при принятии решений; развитие речи учащихся, их коммуникативных навыков
- демонстрация уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и позиции, готовность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания; демонстрация нравственного поведения и ответственного отношения к своим поступкам; реализация правил индивидуального и коллективного поведения в ситуациях выбора.
Воспитательные:
- содействие воспитанию эмоциональной отзывчивости, заинтересованности к коллективному сотрудничеству и взаимодействию как в ученическом социуме, так и со взрослыми; воспитание у учащихся эмпатии и толерантности.
- Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- формирование социально-ориентированного взгляда на мир, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие этических чувств, доброжелательности
- формирование установки на безопасный образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, формирование уважения к чужому мнению
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления
- активное использование речевых средств, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; готовность слушать собеседника и вести диалог
Основным метапредметным результатом данного внеурочного мероприятия должно стать умение учащихся организовать свою совместную деятельность, приобретение ими навыка разрешения конфликтов, умение формулировать свою точку зрения и осуществлять самооценку.
- Используемые технологии
- Технология сотрудничества
- Проблемно-диалогическая технология
- Технология развития критического мышления
- Технология оценивания
- Материально-техническое обеспечение
- Индивидуальное рабочее место учащегося
- Демонстрационные материалы (презентация, клубок нитей)
- Раздаточный материал (цветные ленты, бумага формата А5 для группового проекта, фломастеры, клей, конверты с заданиями по группам),
- Ход занятия
- 1. Организационный момент (2 минуты)
Добрый день, ребята! Меня зовут Ольга Владимировна и сегодня я проведу для вас внеклассное занятие, тему которого вы узнаете совсем скоро (Слайд 1-2). А правда, ребята. Зачем мы приходим в школу? …Школа – это не только учебники, тетради и звонки, но и шумные перемены. А чем заполнены ВАШИ перемены? У вас такая же картина в школе, как и на этом фото? (Слайд 3) …Как вы думаете, можно ли назвать такую перемену полезной? А почему?
2. Сообщение темы и целей урока (3 мин.)
…Ребята, я готова раскрыть для вас один очень важный секрет: все контакты и взаимодействия людей можно описать двумя словами: коммуникация и общение. Попробуем разобраться, в чем тут дело? (Слайд 4). Скажите мне теперь, что более ценно для человека: трансляция сухих фактов и явлений или наполнение их эмоциями, чувствами и личным отношением? Безусловно, второе! Тогда возникает следующий вопрос: легко ли общаться? Насколько это комфортно для разных людей? Помогает ли общение завести друзей? И может ли переписка в Интернете заменить живое человеческое общение и дружбу? …Все мы с вами живем в большом сообществе людей. И в нем действуют свои правила и законы. Что вы скажет на то, если сегодня мы с вами САМИ сформулируем законы, по которым происходит наше общение? Что ж. Вам осталось только назвать тему нашего сегодняшнего занятия! — Верно! Это — Законы общения. (Слайд 5).
3. Саморегуляция. Учебное взаимодействие (3 минуты)
Сегодня нам предстоит научиться комфортному общению. И я предлагаю вам подойти к общему столу и услышать 1 Задание. Клубок в моих руках не простой, а волшебный. Он транслирует мысли и согревает сердца людей, но для этого надо правильно выполнить одно условие: посмотреть прямо в глаза тому человеку, которому ты передаешь клубок, и сказать ему что-то приятное (о его характере, привычках или внешности). Все, что вы сейчас произнесете, будем добрым залогом будущих дружеских отношений. Не упускайте такую возможность стать ближе друг к другу. Но Ваши комплименты не должны повторяться! А потому внимательно слушайте все то, что говорится за этим столом. Начали!
(«Катя, у тебя такие лучистые глаза!» — «Спасибо. Миша, а ты — очень отзывчивый товарищ!»)
Ребята, посмотрите, что у нас в итоге получилось? Вот так в настоящем реальном мире людей создаются социальные связи. А кто из вас запомнил, какие слова в комплиментах звучали чаще всего? Давайте повторим их вместе. И пусть они станут нашим девизом: «Добрые, открытые, веселые!» Отлично!
4.Основной этап работы в группах (10мин.)
Пришло время настроимся на коллективную работу, ведь нас уже ждет 2 Задание! Для его выполнения нам потребуется 4 команды. Перед собой вы видите разноцветные ленты — возьмите одну из них повяжите себе на запястье и разделитесь на команды в соответствии с цветом лент:
(Слайд 6) «Зелёные» — Вас ждет общение с одноклассниками,
(Слайд 7) «Желтые» — Вы будете общаться с родителями
(Слайд 8) «Красные» — Вам предстоит общение с учителями
(Слайд 9) «Синие» — Разработают важные правила коммуникации в Сети
На своем столе в конверте вы найдете утверждения, которые могут стать Законами общения в вашей группе. Внимательно изучите предлагаемые утверждения и выбрав только самые значимые, разместите их на большом листе. Также вы можете дописать и СВОИ предложения или изобразить их в рисунке. По окончанию работы представитель команды озвучит и покажет все то, что получилось. Постарайтесь успеть это сделать за отведенные 10 мин…(Слайд 10).
Время вышло. Безусловно, каждым из вас была проделана огромная работа, и команды готовы прочесть свои Законы. Давайте внимательно их выслушаем. 5. Самооценка (3мин.)
Ребята, что мы имеем в итоге? Вас не удивляет полученный результат? Как вы полагаете, почему это стало возможно? Какое объяснение можно дать данному результату?..
6. Рефлексия. Подведение итогов (4мин.)
— Что понравилось или запомнилось вам больше всего?
— С чем вы согласны, что принятые Законы помогут вам в будущем?
— Что вы точно теперь будете использовать в вашем ежедневном общении?
7. Эпилог.
(Приглашение всех участников к общему столу)
У мудреца как-то спросили: «Сколько видов дружбы существует?»
«Четыре» — ответил он.
«Есть друзья, как еда — каждый день ты нуждаешься в них.
Есть друзья, как лекарство — ищешь их, когда тебе плохо.
Есть друзья, как болезнь — они сами ищут тебя.
Но есть такие друзья, как воздух — их не видно, но они всегда с тобой».
Спасибо вам за проведенное время и замечательную коллективную работу!
Поднимите руки те, кто остался доволен проведенным занятием.
Поднимите руки те, кто хотел бы и в дальнейшем вернуться к этой теме.
Давайте возьмемся за руки и поблагодарим друг другу за ценность, которую нам дарит
общение!
- Приложение
- Карточки-трафареты с названием команд
- Карточки с формулировками Законов общения
- Библиография
Степанов П.В., Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе. — М. Просвещение,2014
- Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. – М. АРКТИ, 2009
- Светенко Т.В., Галковская И.В. Путеводитель по дебатам для школьников и студентов. – Псков, 2001
- Болдырев Н.И. Классный руководитель. – М. Просвещение, 2008
- Куценко В.Г., Лукьянова Н.А. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. Межвузовский тематический сборник научных трудов. СПбГПУ им. А.И.Герцена. – СПб, 1998
Приложение №1
Команда «Зеленых» (Общение с одноклассниками)
Команда «Желтых» (Общение с родителями)
Команда «Красных» (Общение с учителями)
Команда «Синих» (Коммуникация в Сети)
Приложение №2
Ученик – Ученик:
- Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе
- Уважай чужое мнение, но отстаивай свое
- Я должен быть центром внимания класса. Я здесь главный!
- Мое мнение – самое верное, мнения других не важны
- Всегда поступай так, как считаешь нужным для себя
- Проявляй свои лучшие качества, будь примером для других
- Искренне радуйся успехам своих товарищей
- Будь честным и открытым человеком, готовым прийти на помощь
Ученик-Родитель
- Я совершаю поступки, за которые отвечаю сам
- Мои родители контролируют меня и принимают за меня любые решения
- Меня должны уважать и считаться со мной
- Мне хочется, чтобы родители видели мою самостоятельность
- Я еще многого не знаю и готов доверять жизненному опыту родителей
- Я сам разберусь во всех жизненных вопросах, мне не нужны чужие советы
- Я понимаю, что учеба для меня – основной труд и обязанность
- Я знаю, что обязан получить образование, но не считаю его важным для будущей профессии
Ученик – Учитель
- Будь вежлив и предупредителен, твое настроение не должно отражаться на учителе
- Будь самим собой: хочу дурачиться – буду дурачиться здесь и сейчас
- Уважай чужое мнение, но будь готов отстаивать свое
- Я прихожу в школу не учиться, а общаться с друзьями
- Чужие мнения для меня не важны. Я всегда и во всем прав
- Мне безразлично, что обо мне думают учителя
- Мне важна поддержка и совет учителя 8. Я получаю в школе не только знания, но и опыт общения с людьми
Ученик – Пользователь Интернета
- Я защищаю собственные личные границы и не нарушаю чужие
- Мне все равно, как воспримет мои слова и действия собеседник в Сети
- Я вежлив и корректен по отношению к людям. Мне важно транслировать вокруг позитивный настрой
- Я веду себя так, как считаю нужным. Моя страница в сети – мои правила
- Я готов к тому, что могу встретить глупость, ложь и грубость в Сети, а потому сразу же обрываю подобные контакты
- Меня развлекает брань, негатив и ложь в Сети, да я и сам в этом преуспел.
- Интернет придумали для развлечений, мне не грозит зависимость от него
- Интернет может поглощать большой объем реального времени – контролируй его!