Методическая разработка внеклассного занятия для Районного Конкурса педагогических достижений «Два крыла» по теме: «Законы общения»

                                          в номинации: «Современный классный руководитель» (2023-2024 уч.год)

                                                                                                             Учителя английского языка

                                                   Тимоховой О.В.   

  • Пояснительная записка

Общение – основная деятельность подростков. Это не только обмен информацией, но и способ самовыражения, формирования самооценки, получение эмоциональной поддержки и подтверждения своей значимости. Сегодняшние подростки поколения «Стекло», «ушедшие» в виртуальный мир и не выпускающие из рук мобильные телефоны, считают себя более успешными в общении, которое им предлагают социальные сети, тематические чаты и видеоигры. Отсюда нарастающая сложность реального «живого» общения подростков со своими сверстниками, родителями и педагогами. Эмоциональное состояние и поведение подростков формируется в учебном коллективе, где предполагается общение всех со всеми, поиск созвучия интересов в каждом для взаимного общения. В то же время, есть опасность того, что класс может быть разбит на группы и подгруппы по следующим причинам:  

  • социальная тревожность: ученики, для которых практически недоступны публичные выступления, общественные поручения, участие в конкурсах и проектах из-за их зажатости и настороженности к контактам в социуме.
  • страх оценки окружающих: ученики с заниженной самооценкой, не имеющие часто мотивации к учебе; аутсайдеры, которые боятся как-либо проявить себя, не получив при этом унижающих их оценочных суждений со стороны.
  • самоутверждение за счет других: учащиеся с завышенной самооценкой, агрессивные и провоцирующие буллинг.

         Общение порождается потребностями совместной деятельности, обменом идей, стратегий взаимодействия, восприятием и пониманием другого человека. Опыт общения подростков формируется под влиянием образца поведения взрослых (в семье, в близком окружении), и позже – со сверстниками. Сюда же включается реклама, СМИ, Интернет. В виртуальном общении подростки ощущают себя как независимыми, так и незащищенными одновременно. Их логика рассуждений и речь полны речевых клише, штампов, жаргонизмов, а иногда и ненормативной лексики. Интернет-общение дает им анонимность, возможность почувствовать себя «супергероями»; а мнимое чувство свободы выражения своего мнения, приукрашенное ложными сведениями, позволяет самоопределяться на гендерном уровне и реализовывать себя в новых предлагаемых обстоятельствах. Совсем другие качества и требования предъявляет общение в реальном каждодневном мире, где возникают потребности в разрешении конфликтов, как со сверстниками, так и с родителями; где надо учиться приходить на помощь в сложных жизненных ситуациях, проявлять сочувствие, выражать эмоции, открывать в себе симпатии и демонстрировать их миру. В то же время, эмоционально – психическое напряжение подростков порождает в них чувство отстраненности, закрытости, агрессивности, немотивированной мнительности и повышенной конфликтности. Все эти чувства и настроения могут привести подростков к  различным комплексам, депрессии и социальной апатии. 

  • Цель.

Для развития коммуникации в подростковой среде, для решения вопросов, связанных с самоопределением и самовыражением учащихся, для создания комфортной образовательной среды в рамках данного внеклассного занятия и классного коллектива в целом, предусмотрено проведение тренинга по теме «Законы общения», где ожидается обмен мнений, поиск аргументов, и как итог — достижение психологического комфорта, согласи внутри классного коллектива. Отстаивание своей позиции, умение слушать и слышать собеседника, принимать аргументы большинства, групповая сплоченность и цивилизованное общение — такова должна быть результативная цель данного мероприятия.

  • Задачи данного занятия:

Развивающие:  

  • развитие познавательной активности, мыслительных операций (обобщение, анализ, сравнение), умения устанавливать причинно-следственные связи; проявлять самостоятельность при принятии решений; развитие речи учащихся, их коммуникативных навыков
  • демонстрация уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и позиции, готовность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания; демонстрация нравственного поведения и ответственного отношения к своим поступкам; реализация правил индивидуального и коллективного поведения в ситуациях выбора.     

Воспитательные: 

  • содействие воспитанию эмоциональной отзывчивости, заинтересованности к коллективному сотрудничеству и взаимодействию как в ученическом социуме, так и со взрослыми; воспитание у учащихся эмпатии и толерантности.  
  • Планируемые результаты:

Личностные результаты: 

  • формирование социально-ориентированного взгляда на мир, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие этических чувств, доброжелательности 
  • формирование установки на безопасный образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, формирование уважения к чужому мнению

Метапредметные результаты: 

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления
  • активное использование речевых средств, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;  готовность слушать собеседника и вести диалог

           Основным метапредметным результатом данного внеурочного мероприятия должно стать умение учащихся организовать свою совместную деятельность, приобретение ими навыка разрешения конфликтов, умение формулировать свою точку зрения и осуществлять самооценку. 

  • Используемые технологии
  • Технология сотрудничества
  • Проблемно-диалогическая технология
  • Технология развития критического мышления 
  • Технология оценивания 
  • Материально-техническое обеспечение
  • Индивидуальное рабочее место учащегося
  • Демонстрационные материалы (презентация, клубок нитей)
  • Раздаточный материал (цветные ленты, бумага формата А5 для группового проекта, фломастеры, клей, конверты с заданиями по группам), 
  • Ход занятия
  • 1. Организационный момент (2 минуты)

           Добрый день, ребята! Меня зовут Ольга Владимировна и сегодня я проведу для вас внеклассное занятие, тему которого вы узнаете совсем скоро (Слайд 1-2). А правда, ребята. Зачем мы приходим в школу? …Школа – это не только учебники, тетради и звонки, но и шумные перемены. А чем заполнены ВАШИ перемены? У вас такая же картина в школе, как и на этом фото? (Слайд 3) …Как вы думаете, можно ли назвать такую перемену полезной? А почему?

         2. Сообщение темы и целей урока (3 мин.)

…Ребята, я готова раскрыть для вас один очень важный секрет: все контакты и взаимодействия людей можно описать двумя словами: коммуникация и общение. Попробуем разобраться, в чем тут дело? (Слайд 4). Скажите мне теперь, что более ценно для человека: трансляция сухих фактов и явлений или наполнение их эмоциями, чувствами и личным отношением? Безусловно, второе! Тогда возникает следующий вопрос: легко ли общаться? Насколько это комфортно для разных людей? Помогает ли общение завести друзей? И может ли переписка в Интернете заменить живое человеческое общение и дружбу? …Все мы с вами живем в большом сообществе людей. И в нем действуют свои правила и законы. Что вы скажет на то, если сегодня мы с вами САМИ сформулируем законы, по которым происходит наше общение?  Что ж. Вам осталось только назвать тему нашего сегодняшнего занятия!  — Верно! Это — Законы общения. (Слайд 5).

        3. Саморегуляция. Учебное взаимодействие (3 минуты)

Сегодня нам предстоит научиться комфортному общению. И я предлагаю вам подойти к общему столу и услышать 1 Задание. Клубок в моих руках не простой, а волшебный. Он транслирует мысли и согревает сердца людей, но для этого надо правильно выполнить одно условие: посмотреть прямо в глаза тому человеку, которому ты передаешь клубок, и сказать ему что-то приятное (о его характере, привычках или внешности). Все, что вы сейчас произнесете, будем добрым залогом будущих дружеских отношений. Не упускайте такую возможность стать ближе друг к другу. Но Ваши комплименты не должны повторяться! А потому внимательно слушайте все то, что говорится за этим столом. Начали!

(«Катя, у тебя такие лучистые глаза!» — «Спасибо. Миша, а ты — очень отзывчивый товарищ!»)

           Ребята, посмотрите, что у нас в итоге получилось? Вот так в настоящем реальном мире людей создаются социальные связи. А кто из вас запомнил, какие слова в комплиментах звучали чаще всего? Давайте повторим их вместе. И пусть они станут нашим девизом: «Добрые, открытые, веселые!» Отлично!

          4.Основной этап работы в группах (10мин.)

          Пришло время настроимся на коллективную работу, ведь нас уже ждет 2 Задание! Для его выполнения нам потребуется 4 команды. Перед собой вы видите разноцветные ленты — возьмите одну из них повяжите себе на запястье и разделитесь на команды в соответствии с цветом лент:

(Слайд 6) «Зелёные» — Вас ждет общение с одноклассниками,

(Слайд 7) «Желтые» — Вы будете общаться с родителями

(Слайд 8) «Красные» — Вам предстоит общение с учителями

(Слайд 9) «Синие» —  Разработают важные правила коммуникации в Сети 

            На своем столе в конверте вы найдете утверждения, которые могут стать Законами общения в вашей группе. Внимательно изучите предлагаемые утверждения и выбрав только самые значимые, разместите их на большом листе. Также вы можете дописать и СВОИ предложения или изобразить их в рисунке. По окончанию работы представитель команды озвучит и покажет все то, что получилось. Постарайтесь успеть это сделать за отведенные 10 мин…(Слайд 10).

             Время вышло. Безусловно, каждым из вас была проделана огромная работа, и команды готовы прочесть свои Законы. Давайте внимательно их выслушаем.                   5. Самооценка (3мин.)

           Ребята, что мы имеем в итоге? Вас не удивляет полученный результат? Как вы полагаете, почему это стало возможно? Какое объяснение можно дать данному результату?..

             6. Рефлексия. Подведение итогов (4мин.)

          — Что понравилось или запомнилось вам больше всего? 

          — С чем вы согласны, что принятые Законы помогут вам в будущем?

          — Что вы точно теперь будете использовать в вашем ежедневном общении?  

           7. Эпилог. 

             (Приглашение всех участников к общему столу)

             У мудреца как-то спросили: «Сколько видов дружбы существует?» 

             «Четыре» — ответил он. 

             «Есть друзья, как еда — каждый день ты нуждаешься в них. 

              Есть друзья, как лекарство — ищешь их, когда тебе плохо. 

              Есть друзья, как болезнь — они сами ищут тебя. 

              Но есть такие друзья, как воздух — их не видно, но они всегда с тобой».

          Спасибо вам за проведенное время и замечательную коллективную работу! 

Поднимите руки те, кто остался доволен проведенным занятием. 

Поднимите руки те, кто хотел бы и в дальнейшем вернуться к этой теме.

Давайте возьмемся за руки и поблагодарим друг другу за ценность, которую нам дарит 

общение!

  • Приложение
  • Карточки-трафареты с названием команд

  • Карточки с формулировками Законов общения
  • Библиография

       Степанов П.В., Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе. —                                              М. Просвещение,2014

  • Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. – М. АРКТИ, 2009
  • Светенко Т.В., Галковская И.В. Путеводитель по дебатам для школьников и студентов. – Псков, 2001
  • Болдырев Н.И. Классный руководитель. – М. Просвещение, 2008
  • Куценко В.Г., Лукьянова Н.А. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. Межвузовский тематический сборник научных трудов. СПбГПУ им. А.И.Герцена. – СПб, 1998

 

Приложение №1

Команда «Зеленых» (Общение с одноклассниками)

Команда «Желтых» (Общение с родителями)

Команда «Красных» (Общение с учителями)

Команда «Синих» (Коммуникация в Сети)

 

Приложение №2

Ученик – Ученик: 

  1. Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе
  2. Уважай чужое мнение, но отстаивай свое 
  3. Я должен быть центром внимания класса. Я здесь главный! 
  4. Мое мнение – самое верное, мнения других не важны
  5. Всегда поступай так, как считаешь нужным для себя
  6. Проявляй свои лучшие качества, будь примером для других 
  7. Искренне радуйся успехам своих товарищей
  8. Будь честным и открытым человеком, готовым прийти на помощь 

Ученик-Родитель

  • Я совершаю поступки, за которые отвечаю сам 
  1. Мои родители контролируют меня и принимают за меня любые решения
  2. Меня должны уважать и считаться со мной 
  3. Мне хочется, чтобы родители видели мою самостоятельность 
  4. Я еще многого не знаю и готов доверять жизненному опыту родителей 
  5. Я сам разберусь во всех жизненных вопросах, мне не нужны чужие советы 
  6. Я понимаю, что учеба для меня – основной труд и обязанность
  7. Я знаю, что обязан получить образование, но не считаю его важным для будущей    профессии

Ученик – Учитель

  1. Будь вежлив и предупредителен, твое настроение не должно отражаться на учителе
  2. Будь самим собой: хочу дурачиться – буду дурачиться здесь и сейчас
  3. Уважай чужое мнение, но будь готов отстаивать свое 
  4. Я прихожу в школу не учиться, а общаться с друзьями
  5. Чужие мнения для меня не важны. Я всегда и во всем прав
  6. Мне безразлично, что обо мне думают учителя
  7. Мне важна поддержка и совет учителя                                                                                                                                                                                                                  8. Я получаю в школе не только знания, но и опыт общения с людьми

Ученик – Пользователь Интернета

  1. Я защищаю собственные личные границы и не нарушаю чужие
  2. Мне все равно, как воспримет мои слова и действия собеседник в Сети
  3. Я вежлив и корректен по отношению к людям. Мне важно транслировать вокруг позитивный  настрой
  1. Я веду себя так, как считаю нужным. Моя страница в сети – мои правила
  2. Я готов к тому, что могу встретить глупость, ложь и грубость в Сети, а потому сразу же обрываю подобные контакты
  • Меня развлекает брань, негатив и ложь в Сети, да я и сам в этом преуспел.
  • Интернет придумали для развлечений, мне не грозит зависимость от него
  • Интернет может поглощать большой объем реального времени – контролируй его!

Автор публикации

0
Комментарии: 0Публикации: 20Регистрация: 29-01-2023
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Заполните занимаемую должность, если Вы являетесь сотрудником, или поставьте в поле класс, если Вы обучающийся ОО
Генерация пароля