Образовательный проект «И тайный шёпот тихих улиц»
Аннотация
ГБОУ школа Петроградского района Санкт-Петербурга представляет Вашему вниманию, постоянно действующий образовательный проект «И тайный шёпот тихих улиц…», реализуемый в рамках работы районной лаборатории образовательных инноваций по теме «Создание кросс-возрастной образовательной среды для профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ».
Я, Михайловский Роман Александрович, являюсь разработчиком и руководителем данного образовательного проекта.
Характеристика контингента обучающихся
Школа реализует адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с задержкой психического развития и слабовидящих детей, имеющих функциональные нарушения зрения.
Для этого контингента характерны: повышенная утомляемость, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, низкая мотивация к обучению. Познавательная деятельность у детей данных категорий также снижена и проявляется в недостаточной сформированности восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и речи. Ведущий мотив — игра.
Миссией школы является создание образовательных условий для конкурентоспособности выпускников на современном рынке труда. Востребованность выпускников школы в учреждениях профессионального образования является одним из основных объективных и независимых показателей качества образования и профориентационной работы школы.
Описание созданной инициативы: аннотация (какую проблему решает инициатива), цель, потенциальный пользователь, планируемые результаты (текущие, достигнутые).
Год назад в школе не было идеи для этого проекта. Предпосылками возникновения явились несколько факторов:
- Участие детей в профессиональных конкурсах по медиатворчеству. Это связано с тем, что видеоблогинг для современных детей — это не просто хобби или увлечение. Это информационная среда, в которой они живут. Благодаря блогам дети узнают новости и тренды, обмениваются мнениями и находят единомышленников. И, самое главное, это прекрасная почва для ведения профориентационной работы. Даже, если ребенок не станет звездой Интернета, приобретенные навыки пригодятся ему во множестве профессий: диктор, видеооператор, видеомонтажер, сценарист, фотокорреспондент, экскурсовод.
- Наличие в школе педагогических кадров, имеющих профессиональное образование по направлению видеограф, фотокорреспондент.
- Месторасположение образовательного учреждения в историческом районе города, в шаговой доступности от центров туристического паломничества и интересных мест, историю которых начали постепенного забывать.
Первым продуктом, который положил начало проекту, стал видеоролик об истории Введенского муниципального округа, в котором находится наша школа. Он стал победителем во Всероссийском конкурсе «История местного самоуправления моего края» в 2019 году.
В следующем учебном году, подкрепленные успехом этой конкурсной работы, для участия в IV Городском Фестивале «Голос Победы — память вечна», мы создали видеофильм о памятнике женщинам-бойцам местной противовоздушной обороны Ленинграда. Эта медиаработа также стала победителем конкурса.
Описание созданной инициативы: аннотация (какую проблему решает инициатива), цель, участники проекта, достигнутые результаты.
Проанализировав успехи и систематизировав проделанную за два года работу, мы поняли, что все это выливается в большой проект, который продолжает наполняться новыми идеями. «Генераторами» проекта является творческая группа педагогов переменного состава, создаваемая в начале каждого учебного года. В основной состав группы входит методист по информационным технологиям, учитель истории, педагог-библиотекарь. Конечно, она не является закрытой, и любой желающий может присоединиться в течение года.
Линейность /нелинейность
Если рассматривать проект, что называется со стороны (с высоты), то очень заметна линейная составляющая, от которой мы не можем отходить – это и план воспитательной работы, и конкурсы так называемой циклограммы, которые нам приходят сверху и игнорировать, оставлять их вне зоны внимания, мы не можем.
Но, есть и нелинейная часть. Вот тут – то и начинается самое интересное. Это та часть, которая позволят нам выбирать, отсеивать и находить точку, от которой можно оттолкнуться и определить форму, направление, идею дальнейшей работы. Появляется интерес и смыслы, которые отталкиваются не от «НАДО», а от «ХОЧУ», «ИНТЕРЕСНО», «ЦЕПЛЯЕТ».
Именно интерес помогает связать учителя с учеником в творчестве. Мы поняли, что есть вопросы у наших учеников, стоящие дорогого: «А когда?», «А можно я?», «А еще будем делать?»
И после этого можно снова возвращаться к «НАДО» осознавая, что дети справятся, получив уверенность в своих силах и это будет не скучно.
Инициатива ориентирована на обучающихся начальной и основной школы в возрасте от 10 до 17 лет.
Образовательный проект имеет два направления: социально-педагогическое и профориентационное. Он ориентирован на развитие личностных качеств, коммуникативных навыков, социальную адаптацию детей с ОВЗ в окружающем мире и приобретение ими softskills компетенций по профессиям видеооператор, видеомонтажер, сценарист, диктор, экскурсовод, фотокорреспондент при поддержке педагогов-кураторов в процессе создания собственных медиапродуктов, посвященных истории и культуре Петроградского района и города Санкт-Петербурга.
Что дало нам развитие этого направления?
1.В школе создано мотивирующее образовательное социокультурное пространство, в котором выделяются следующие направления работы: профориентационное, литературно-историческое, краеведческое, патриотическое. Дети получают навыки ведения исследовательской работы, разработки медиапродуктов культурно-исторического и патриотического контекста. Личностное развитие и социальная адаптация детей с ОВЗ происходит в комфортной, увлекательной среде путём создания «ситуации успеха», осуществления индивидуальной психолого-педагогической поддержки каждого учащегося.
2. Медиаконкурсов для детей с ОВЗ очень мало, достаточно сложно найти образовательные события в палитре наших разнообразных интересов, поэтому мы рискнули, и стали готовить детей на конкурсы, где они могут соревноваться наравне с обучающимися обычных общеобразовательных школ. Мы поставили высокую планку, и знаете, скажем без ложной скромности — получилось.
Участие в профессиональных конкурсах в 2022-2023 учебном году:
- Диплом за 3 место в номинации «Голос наставника – лучшие практики» в VII Региональном ученическом фестивале «Голос страны – время действовать». Участник: Роман Александрович Михайловский.
- Диплом за 3 место в номинации «Шаг к победе» Всероссийского конкурса юных чтецов «Альберт Лиханов – книги на все времена». Участник: Ростислав Кулик, ученик 5Б класса.
- Участие в Городском конкурсе гидов-экскурсоводов «Любимый город глазами юных петербуржцев» в номинации «Экскурсия на русском языке». Участники: Максим Ким, учащийся 8Б класса, Максим Перов, учащийся 6А класса
- Участие в V Открытом региональном конкурсе «Разработка экскурсионных маршрутов». Участник: Максим Перов, ученик 6А класса.
- Участие во Всероссийском конкурсе «Медиапрофи» (медиажурналистика и блогинг). Участник: Роман Голубев, ученик 6Б класса.
- Диплом лауреата за призовое место в Региональном конкурсе театральных коллективов «ОБРАЗ». Номинация «ЧТЕЦЫ». Участник: Уварова Ирина, ученица 7А класса.
- Диплом победителя II Ежегодного открытого фестиваля школьных проектов «Осенило». Номинация «Медиасфера».
- Диплом лауреата Регионального конкурса видеотворчества «Взгляд» среди учащихся образовательных учреждений, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ, в рамках Регионального фестиваля-конкурса инклюзивного художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь». Номинация «Документальное кино
3. В итоге, за все время существования проекта, была создана серия медиапродуктов из 9 видеороликов, которые неоднократно побеждали в городских и всероссийских конкурсах по медиатворчеству. Данные видеоролики были опубликованы в официальной группе школы в социальной сети «Вконтакте», на официальном канале видеохостинга YOUTUBE. Шкалой оценивания проделанной работы стали лайки подписчиков группы. А также письменные отзывы родителей учащихся. Это очень вдохновляет.
- Рассказ «Загадка» из сборника В.Н. Семенцовой «Лист фикуса». Рассказы о войне», (2023 г.)
- «Письмо из блокадного Ленинграда». Радиоспектакль (2023 г.)
- «Блокадные адреса Петроградской стороны», (2023 г.)
- «Улица Введенская», (2022 г.)
- «Часовня святого благоверного князя Александра Невского», (2021 г.)
- «Фотография №12», (2022 г.)
- «Пламя памяти. Виртуальная экскурсия», (2021 г.)
- «Любовь Казачка. Сказ о святом благоверном князе Александре Невском», (2021 г.)
- «Энергия слова. Встреча в Пушкинском доме», (2021 г.)
- «Санкт — Петербург – Петроградский район – МО Введенский. История местного самоуправления». (2019 г.)
4. Впервые в школе был проведен межрегиональный телемост «Голос Ленинграда» со школой №1748 г. Москвы. Организована экскурсия в патриотический центр «Ленрезерв». Записан радиоспектакль «Письмо из блокадного Ленинграда».
5. Экскурсии в патриотический центр «Ленрезерв». 8 февраля – 5-е классы; 15 февраля – 9А и 8А класс.
6. Участие в экскурсионно-театральном сопровождении «Это нужно не мертвым. Это надо живым!»: Пискаревское мемориальное кладбище. 22 марта, 3 мая 2023 года. Участники: учащиеся 6Б класса.
7. Участие в «Открытом микрофоне» посвященном памяти Ольги Берггольц. Литераторские мостки Волковского кладбища. 16 мая 2023 года
Таким образом, работа в этом проекте дает не только толчок для развития и социализации детей с ОВЗ, приобретения ими новых навыков и компетенций, но и позволяет педагогам реализовать свой творческий потенциал. Работа становится интересной, и чего уж скрывать, тоже учит консолидироваться и даже дружить, поддерживать друг друга, делиться идеями, работать не только на личное портфолио и аттестацию, но и на престиж и узнаваемость школы, как образовательного учреждения с оригинальными традициями.
Перспективы развития образовательного проекта на 2023-2024 учебный год
- С 1 января 2023 года в школе начало свою работу отделение дополнительного образования детей. В связи с этим назрела актуальность разработки рабочей программы по обучению ребят основам тележурналистики.
- Продолжение работы по созданию тематических видеороликов: «Димитр Благоев», «Архитектурные стили Петроградской стороны», «Габдулла Тукай».
- Участие обучающихся школы в профессиональных конкурсах по медиатворчеству.
- Сотрудничество с театром драмы им. Ольги Берггольц, Пискаревским мемориальным кладбищем.
- Создание школьного телевидения, площадкой которого станет официальная группа школы в социальной сети «ВКонтакте».
- Разработка аудиоэкскурсии «Жизнь замечательных людей на Петроградской стороне».